Путин В. В.
Президент России

Владимир Путин:

Казаки играют уникальную роль в утверждении патриотизма

Казаки играют уникальную и весьма позитивную роль в утверждении патриотизма в России, считает президент РФ Владимир Путин. Казачество – «это часть нашей культуры, причём не просто часть культуры, а очень яркая часть нашей культуры. Я имею в виду сейчас даже не только песни и танцы казаков, а я имею в виду в том числе и их хорошо известный традиционный патриотизм. И он как раз не носит архаического характера. Патриотизм сегодняшний очень важен для продвижения идей государственности в сознание нашего народа вообще. В этом смысле казаки играют уникальную и весьма позитивную роль»1, – заявил Владимир Путин в ходе ежегодной пресс-конференции в Центре международной торговли на Красной Пресне в Москве.

Отвечая на вопрос о роли казачества в современной России, В. Путин выразил поддержку самоорганизации казаков, в том числе казачьим дружинам, помогающим защищать порядок: лидер страны подчеркнул, что казачьи дружины часто охраняют общественный порядок более эффективно, чем правоохранительные органы. И государство продолжит поддерживать активность казаков, если она не будет противоречить закону. По мнению президента, участие казаков в охране порядка естественно. Причём сама идея казачьих дружин не нова: народные дружины были и в советское время. Президент подчеркнул, что казачьи дружины должны работать в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами и в строгом соответствии с законом.

Владимир Путин и прежде давал высокую оценку казачеству как явление, подчёркивая его патриотизм и стойкость. Так, в интервью средствам массовой информации Ростовской области президент отметил: «Казачество, казаки – это отдельная «песня» у нас в стране, это особая социально-этническая группа. Не знаю, правильно ли я даю определение. Во всяком случае, это особые люди, у них свои традиции вековые, своя культура своеобразная, очень колоритные, очень интересные. И, конечно, одной из особенностей этой культуры и традиции является ярко выраженное государственное начало. Наверное, не случайно во все времена, когда государству было плохо, казаки вне зависимости от идеологического содержания государства делали все для того, чтобы его сохранять»2. И позже: «Особо хочу сказать о казачестве. Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодёжи»3.

  1. Пресс-конференция Президента РФ Владимира Путина от 19.12.2013. Цит. по regnum.ru
  2. Интервью президента России В.В. Путина средствам массовой информации Ростовской области, Ростов-на-Дону – Таганрог, теплоход «Казань», 3 сентября 2003 г. Цит. по mid.ru
  3. В. Путин. «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России», Российская газета Столичный выпуск №5708 (35).
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

Патриарх московский и всея руси кирилл:

Казаки – опора государства и народной жизни

Обращаясь к атаманам реестровых казачьих войск России, Украины и Белоруссии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Казаки — это представители особого сословия… Народ относился к казакам с великим уважением и любовью. Основой казачества всегда были православная вера и любовь к Отечеству. Это и есть основополагающее определение того, что есть казак — служивый человек, преданный вере, Церкви и Отечеству своему. [...] Церковь взяла на себя миссию содействовать возрождению казачества. Это действительно опора государства, это опора народной жизни, это сила, которая содействует сохранению веры православной. Возрождение казачества – это, конечно, некое Божие чудо, потому что казачество было практически уничтожено. Но уничтожение физическое не уничтожает дух, не уничтожает идею. Можно извести людей, но невозможно уничтожить идеал, который уходит своими корнями в народную жизнь, – для этого нужно уничтожить сам народ. [...] Я хотел бы, ...чтобы казачество наше и сегодня в ХХI веке, мужественно исполняло то призвание, которое оно так блестяще исполняло в прошлом»1.

Принимая участие в открытии Первого большого съезда казачьих духовников «Православие – духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения» 5 декабря 2013 года, Патриарх Кирилл поделился мыслями, касающимися казачества на современном этапе исторического развития России и других стран, с которыми оно связано тесными узами: «По моему глубокому убеждению, казачество есть некий образ жизни. Это не этническая группа, это даже не культурная группа, хотя внешние культурные факторы и атрибуты играют очень важную роль для самоорганизации и самопонимания казаков. В первую очередь это образ жизни, а если мы говорим об образе жизни, мы всегда должны подразумевать некий фундамент, на котором этот образ жизни созидается. Потому что без единого фундамента не может быть единого образа жизни, а применительно к казачеству – не может быть единого казачества. Если мы не согласимся относительно того, что является фундаментом казачьего образа жизни, мы тем самым отказываемся от того, что казачество – это единая семья, и открываем простор сепаратизму, различным дроблениям, которые в конце концов изничтожат казачество так, как в наше плюралистическое время очень часто изничтожаются иные человеческие общности».

Размышляя вслух, что же лежит в основе образа жизни казака, Патриарх подчеркнул: «Так что же лежит в основе образа жизни казака? Это, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Любовь, простирающаяся до готовности положить свою жизнь за Отечество. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни. Там, где происходили разного рода брожения, разделения, конфликты, казаки, вставая на защиту Отечества, оказывались той силой, которая была способна повлиять на враждующих так, что вражда прекращалась. Когда Родине нашей становилось тяжело, когда внешняя опасность угрожала самому ее бытию, тогда именно казаки становились передовым отрядом, защищавшим не только рубежи, но и все Отечество. И мы знаем, какую огромную роль играли казачьи соединения в войнах, которые вела Россия и в XIX веке, и в начале века XX».

Святейший Кирилл отметил, что «быть православным – это не только стоять в форме вне храма и охранять его, быть казаком – это значит сердцем быть в храме». «Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Таких казаков в старое время высекли бы плетью. [...] Увлечение может скоро пройти, и форма будет снята, и традиции будут попраны, потому что не будет основы для формирования казачьего образа жизни. В этот образ жизни входила подлинная церковность людей, участие в таинствах и жизнь в соответствии с канонами Церкви», – напомнил патриарх. Он убеждён: «Казачество есть некий образ жизни, это не этническая и даже не культурная группа». При этом, «без единого фундамента не может быть единого образа жизни, не может быть единого казачества». Отказываясь от этого единства, «мы открываем простор сепаратизму, различному дроблению, которое в конце концов изничтожит казачество».

Другая важная ценность, другой жизненно важный вопрос для казачества и страны – это воцерковление. Именно от этого зависит, подчеркнул патриарх, «станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, в жизни Церкви, или оно постепенно, как некий этнографический рудимент, будет деградировать и исчезать». Он напомнил, что исторически в основе жизни казаков «лежит православная вера и любовь к отечеству, которая простиралась до готовности положить свою жизнь, защищая его». Именно вера православная и истинная любовь к Отечеству были опорой государства, опорой национальной жизни. Поэтому, по мысли Предстоятеля русской церкви, для возрождения казачества недостаточно только принятие внешних атрибутов православной культуры, так как «православие по сути является системой духовных и нравственных ценностей». Только принимая эту систему ценностей, следуя ей в жизни, «казаки могут сохраниться в этом многообразии взглядов, мнений, в этой конфронтации современного мира, когда люди разделяются по многим позициям: политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным»2.

На архиерейском соборе 3 февраля 2013 г. в своём докладе Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уделил внимание вопросу о взаимоотношениях «церкви и казачества, которое проживает не только в традиционных для него странах — России, Украине и Беларуси, — но и в более чем полусотне других стран. Единство казачества, по внешним признакам весьма разнородного основано на Православии. Это наглядно показал состоявшийся осенью 2012 года IV Всемирный конгресс казаков. Кроме того, события прошлого года показали, что казаки одними из первых встают на защиту Церкви. Вместе с тем нередко можно наблюдать слабое участие казаков в церковной жизни, в Таинствах. В связи с этим необходимо усиление катехизической работы среди казачества. Архипастырей призываю брать под свое окормление всех принимающих присягу на Кресте и Евангелии казаков без деления их на различные организации. Кроме того, следует поддерживать инициативы казачьих организаций по охране храмов и святынь. Это будет способствовать и воцерковлению казаков. Необходимо консолидировать казачьи общины вокруг храмов, развивать разнообразные формы участия казаков в приходской жизни. Особое внимание должно быть уделено духовному просвещению казачьей молодежи, учащихся казачьих кадетских корпусов и гимназий»3.

9 сентября 2015 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Высшего Церковного Совета, участники которого рассмотрели проект концепции по организации работы с казачьим сообществом. Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом4: «Сегодня у нас на повестке дня два вопроса – это рассмотрение проекта концепции по организации работы с казачьим сообществом и рассмотрение результатов работы по реализации принятых нами решений. В двух словах хотел бы сказать о казачьей теме. Казаки – это часть нашего общества, культура, быт, мировоззрение которой формировались в течение продолжительного исторического времени под прямым влиянием Русской Православной Церкви. Это люди, которые вдохновлялись христианскими идеалами, с тем чтобы посвятить свою жизнь защите Родины. Особенность казачества заключалась еще и в том, что, являясь частью российской армии, казаки жили семьями, занимались домашним хозяйством, очень успешно работали в области сельского хозяйства, осваивали земли и, что самое главное, несли пограничную стражу. В сознании людей, да и по факту, казаки являлись элитной, отборной частью российского воинства, и в особо сложных военных ситуациях или гражданских конфликтах казаки всегда стояли на защите и внешних рубежей Отечества, и внутренней жизни нашего народа. Может быть, именно потому, что казаки оказались до конца, до смерти верными своей присяге, революционная волна особенно больно ударила по казачьему сообществу. В результате казаки были практически истреблены, за исключением тех, кто покинул пределы Советского Союза и скрывался в эмиграции».

По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, то, что стало потом возникать на «культурном слое» казачества, было, несомненно, псевдоказачеством, потому что власть в нашей стране в то время не доверяла казакам, опасаясь возрождения казачьих традиций, укорененных, как я уже сказал, в Православии.

«Реально никакой казачьей активности, казачьей жизни в Советском Союзе не существовало. Может быть, на крайне негативное отношение к казачеству повлияла еще и тяжелая страница нашей истории, связанная с участием казаков во Второй мировой войне: как известно, некоторые казачьи соединения, сформированные на Западе из казачьей эмиграции, приняли участие в войне с Советским Союзом на стороне фашистской Германии. Но что бы ни было причиной, сам факт полного разорения казачьих традиций и казачьего уклада жизни нанес очень большой ущерб казачьей культуре и принес неисчислимые бедствия казакам.

В 1990-е годы начинается возрождение казачества. Этот процесс происходил удивительно быстро – стали возвращаться и форма, и некоторые бытовые особенности казачьей жизни. Но долгое время наши казаки не были организованы, и общество смотрело на них как на некий рудимент, как на что-то карнавальное, чисто показное. Может быть, такой взгляд в определённое время был справедлив, потому что, надев на себя казачью форму, казаки не сумели на том этапе организовать себя как казачье сообщество.

Однако за минувшие годы многое изменилось. Сегодня существует реестровое казачество, которое включено в систему Вооруженных сил России, есть и казачьи общественные организации. Мы можем свидетельствовать о том, как развиваются отношения между казачьим сообществом и Русской Православной Церковью. В нашей Церкви создано специальное подразделение, занимающееся проблемами казаков на общецерковном уровне, и все это ведет к созданию целой системы взаимоотношений Русской Православной Церкви с казачеством», – добавил Его Святейшество.

  1. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с атаманами реестровых казачьих войск России, Украины и Белоруссии. Цит. по patriarchia.ru
  2. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии Первого большого съезда казачьих духовников. Цит. по patriarchia.ru
  3. Доклад Святейшего Патриарха Кириллаперед участниками Освященного Архиерейского Собора. Цит. по patriarchia.ru
  4. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 9 сентября 2015 года. Цит. по patriarchia.ru
Александр Беглов
ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПрезидентА России В ЦФО, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИИ ПО ДЕЛАМ КАЗАЧЕСТВА

Александр Беглов:

Роль казачества велика в нашей стране потому,
что это часть большой российской истории

Проводя 9 февраля 2015 года в Ульяновске видеоселекторное совещание по вопросам реализации Стратегии и развития государственной политики в отношении российского казачества до 2020 года, Полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе, председатель Совета при президенте РФ по делам казачества Александр Беглов сказал: «Роль казачества велика в нашей стране потому, что это часть нашей большой российской истории. Сегодня казаки несут государственную службу, они востребованы, служат в армии, в силовых структурах и, что важно, помогают региональным и местным властям в наведении порядка»1.

Выступая в 2012 году на крупнейшем общественном форуме – пленарном заседании Всемирного русского народного Собора, Александр Беглов говорил о необходимости ценить наш исторический опыт: «В нашем государстве казачество всегда играло особую роль – оно населяло окраины страны, защищая его рубежи. Границы Приволжских, Донских, Приднестровских степей нуждались в постоянной обороне, и для этого государю требовалась постоянная стража. Первое известие о ней появилось в 1360 году. Московское государство расширялось, создавались приграничные города, и возникал особый пласт вольных людей — казаков. Государство всегда осознавало важность их службы и предоставляло для заселения обширные земли. Казаки дорожили дарованными им привилегиями и считали своей священной обязанностью по первому зову являться для защиты Отечества. Приходя на новые земли, казаки приносили с собой земледелие, а для общинной жизни – крест и Евангелие. Под защитой казачества строились крепости и храмы, православные традиции свято хранились в казачьих станицах, передавались из поколения в поколение. Казачье население считало своим долгом посещать по воскресеньям и праздничным дням храм, соблюдать посты, поминать родителей. Выполняя самую разнообразную службу по освоению новых земель, обеспечивая связь между отдалёнными территориями, казаки фактически выступали носителями русской культуры и Православной веры.

Устойчивость любого государства всегда измерялась не только экономическим и военным потенциалом, но и нравственным фундаментом. В его укреплении российское казачество играет сегодня особую роль. При непосредственной поддержке главы государства казачество возрождается и становится заметной частью общественной жизни России. Лучшие чувства казачества – в патриотизме, в верном служении Отечеству, в защите Православия, что сегодня как никогда востребовано. Казаки восстанавливают и строят новые храмы, оберегают государственную собственность, укрепляют межнациональные связи, воспитывают в детях уважение друг к другу.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл взял казачество под своё особое попечительство. Решением Священного Синода создан Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Более тысячи священнослужителей по всей России духовно окормляют казаков. «Казак без веры не казак!» — это девиз стал сегодняшней визитной карточкой всего казачества. И когда Русская Православная Церковь подверглась оскорбительным нападкам, то казаки первыми мгновенно встали на защиту веры своих предков (аплодисменты в зале).

Сохраняя историческое наследие, сегодняшние казаки вместе со всей страной будут трудиться во имя достойной, мирной и духовно наполненной жизни людей!»2.

На брифинге по итогам заседания президиума Совета при Президенте РФ по делам казачества (Шолоховский район, 16 июня 2015 г.) Александр Беглов сделал акцент на работе казаков с подрастающим поколением: «Молодежь – наше будущее. Казаки делают немало для воспитания подрастающего поколения. Они ведут работу с допризывной молодежью, в том числе с учащимися кадетских корпусов и с теми, кто вернулся из армии. Казачество первым подхватило призыв президента страны по восстановлению традиции проведения соревнований «Готов к труду и обороне». И вот сегодня на донской земле проходит уже II Всероссийский слет казачьей молодежи «Готов к труду и оборон»». Также Александр Беглов счёл важным отметить, что на заседании президиума была рассмотрена "цепочка: кадетский класс – кадетское училище или колледж – университет. По решению Министерства образования РФ создан первый казачий университет с филиалами в разных регионах страны, где реализуется казачий компонент. Это дает возможность молодежи выбрать ту специальность, которую они хотят. Не все идут на воинскую службу, поступают в военные училища, но у казачат и взрослых казаков есть возможность получить светское образование. Для нас этот очень важно.

В этом году впервые в конкурсе «Лучший казачий кадетский корпус» участвовали казачьи классы и колледжи. Этот эксперимент станет традицией. Теперь за звание лучшего наравне с кадетскими корпусами будут бороться казачьи кадетские колледжи»3.

Своё выступление перед слушателями Высших атаманских курсов, организованных МГУТУ им. К.Г.Разумовского, Александр Беглов посвятил организации и работе Совета при Президенте РФ по делам казачества. Александр Дмитриевич особо подчеркнул, что это не общественная организация, а межведомственная структура. Полпред также отметил, что Положение о Совете фактически воспроизводит принципы казачьей демократии, превращая его в своеобразный Казачий Круг, на котором решения принимаются большинством голосов. В своей лекции А.Д. Беглов также подробно остановился на официальных документах, принятых государством в отношении казачества: на Федеральном законе РФ «О государственной службе российского казачества», ряде президентских Указов и Стратегии развития российского казачества до 2020 года. «Взаимоотношения власти с казачеством, – сказал А.Беглов, – исторически особые отношения. Они выстроены, прежде всего, на идеалах служения Отечеству, ответственности перед страной, стремлении к укреплению государств»4. Лектор отдельно подчеркнул, что в принятых законах речь идёт о реестровом казачестве. Вступая в реестровое общество, казак в соответствии с его уставом добровольно принимает на себя обязанности по несению государственной службы. На сегодняшний день сотни тысяч граждан России сделали такой выбор. Отдавая должное чувству ответственности казаков, их способности к самоорганизации, государство при построении системы государственной службы реестрового казачества стремится максимально учесть и сохранить традиции казачьей демократии и братства.

12 октября 2013 года А.Д. Беглов был гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» митрополит Волоколамский Иларион. Отвечая на вопрос ведущего, что такое казачество, каковы его основные черты, А.Д.Беглов сказал5: «… На сегодняшний день по разным подсчетам имеется порядка семи миллионов наших граждан, которые так или иначе причисляют себя к казачеству. Если говорить о структуре казачества, то у нас есть 11 войсковых реестровых обществ. Они распределены по округам от Калининграда до Сахалина. Люди, входящие в эти общества, взяли на себя обязательство служения государству. Численность реестрового казачества — примерно 750 000 человек. Помимо этого есть еще порядка 200 различных общественных организаций, которые причисляют себя к казачеству. Это около 200 000 россиян. Кроме того, есть еще молодёжные казачьи организации, в них состоит около 150 000 человек. Итого к организованному казачьему сообществу относится около миллиона наших сограждан.… Ты можешь быть «вольным казаком»: ты работаешь на заводе, на предприятии, в сельском хозяйстве, воспитываешь своих детей, чтишь казачьи традиции, но если при этом ты не хочешь вступать ни в какую общественную организацию, ты можешь жить своей жизнью. …Ты вступаешь в общественную организацию и участвуешь в ее деятельности — после работы ты принимаешь участие в той или иной организованной работе, помогая развиваться казачеству. … Ты вступаешь в реестровое казачество, принимая на себя обязательство по несению государственной службы. Что такое государственная служба? Это и охрана правопорядка, и природоохранные мероприятия, и помощь сельскому хозяйству — всего 28 различных направлений. Вот как сегодня устроено казачество. И каждый казак абсолютно свободен в своем выборе — он может вступить как в общественную организацию, так и в реестр. При этом реестровым казаком можно стать только по достижении восемнадцати лет. Мы часто говорим о репрессированных народах. Казачество не просто репрессировали, его просто вырезали, уничтожали. И если другие репрессированные народы впоследствии вернулись в места своего проживания, то большое количество представителей казачества, которые были вынуждены эмигрировать из нашей страны, потом не вернулось на родину. Это большая трагедия, но это трагедия мужественных людей, которые разделили свою судьбу с судьбой Русской Православной Церкви.

Продолжая мысль ведущего о ключевой роли веры в Бога и преданности Церкви в истории казачества и в самой казачьей ментальности, А.Д. Беглов отметил: «…На сегодняшний день казачество разнородно. Оно потеряло очень много своих достойных сынов, скажем так, «казачьей интеллигенции», которая погибла в революцию, в Великую Отечественную войну, в годы репрессий. И сегодня, конечно, в казачьем сообществе – как и в других слоях нашего общества – есть разные люди. В том числе просто ненормальные, которые хотят создать Донскую республику. Зная всё это, Святейший Патриарх пошел на то, чтобы взять под свой омофор. Посмотрите, какие плоды это принесло за четыре года. На сегодняшний день казаки взяли на себя добровольное служение Церкви. Уже более тысячи священников окормляют казачество. Сегодня ни один казачий круг не может пройти без благословения войскового, хуторского или станичного священника. В течение 70–80 лет в стране царило безбожие, но казаки остались верующими. По статистике 98% казаков – крещёные люди. При этом они принимают на себя обязательство повиноваться священнику, если он накладывает на них епитимью. Если говорить о православном мировоззрении казачества, то для настоящего, не ряженого (я имею в виду не ряженого духовно) казака оно выражено в простой пословице: «Казак без веры – не казак». Казак не может быть неверующим.

  1. А.Д. Беглов. Видеоселекторное совещание по вопросам реализации Стратегии развития государственной политики в отношении российского казачества до 2020 года.Цит. по regnum.ru
  2. Выступление А.Д. Беглова на пленарном заседании Всемирного русского народного Собора. Цит. по skvk.org
  3. В.Д. Беглов на брифинге по итогам заседания президиума Совета при Президенте РФ по делам казачества. Цит. по donland.ru
  4. Лекция А.Д. Беглова для слушателей Высших атаманских курсов МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета). Цит. по ввко.рф
  5. Служба коммуникации ОВЦС.
ВАЛЕНТИНА ИВАНОВА
ректор первого казачьего университета, д.э.н., профессор

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВА:

Казачество - это не только история, это современность.

Современная международная обстановка предъявляет новые вызовы России и ее народу. Казаки как передовой отряд готовы обеспечить соответствующие ответы. Но сегодня нам нужно не только это. Нам нужен современный казак, который знает новые технологии, который трудится на современном предприятии или в малом бизнесе, который разбирается в коммуникациях и производстве информационных продуктов и услуг, но при этом в любой момент готов встать на защиту Родины. Ведь казачество – это не только история, это современность.

Безусловно, для достижения таких результатов необходим сложный образовательный процесс, в том числе и в части воспитания подрастающего поколения на основе исторических и культурных традиций казачества, который должен быть реализован на всех уровнях образования, от школы до вуза.

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасность. Многое для этого делают государственные структуры, школа, Вооруженные Силы Российской Федерации, казачество, различные общественные организации и религиозные конфессии. Их усилия направлены на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.

Это особенно важно в связи с негативными тенденциями в поведении подростков и молодежи, ростом наркомании и преступности среди молодежи. Это требует принятия адекватных решений, поиска новых организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания молодежи. Вот почему так остро стоит вопрос о патриотическом воспитании нашей молодежи. А модель воспитания по традициям казачества как раз и основана на патриотизме как на духовном стержне.

С 2010 года наш вуз включился в реализацию крупнейшего проекта: целевой подготовки специалистов из числа казачества. Именно поэтому университету было присвоено имя Кирилла Григорьевича Разумовского, казака из Малороссии, первого русского президента Петербургской Академии наук. В университете появились и новые традиции. За 63 года своей истории наш вуз прошёл путь от распределенного отраслевого заочного обучающего института до ведущего вуза пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляющего воспитательный процесс на основе истории. На этом пути мы практически ушли от преобладавшей изначально заочной формы обучения, оптимизировали филиальную сеть. В нашем университете мы отрабатываем особеную модель воспитания. Безусловно, в целом обучение по технологическому профилю соответствует федеральным образовательным стандартам. По-другому и быть не может. Однако в каждую дисциплину включен так называемый казачий компонент – то есть дополнительные разделы, темы и спецкурсы в рамках федерального образовательного стандарта. И это интересно изучать нашим студентам.

Можно проиллюстрировать на примере курса «История Отечества». В нашем университете подробно изучаются процессы присоединения Сибири, Дальнего Востока, Аляски. Знающим историю известно, что это было сделано казаками. На протяжении XX века славные страницы казачества замалчивались, но сейчас завеса отечественной истории приоткрывается. С раскрытием свершений и подвигов казачества история становится более яркой, жизненной, наполненной героизмом, беззаветной любовью и преданностью Отечеству и православной вере. Нигде в другом университете такого преподавания нет. Эта уникальная программа разработана нами. Такого рода добавления имеются в каждом курсе практически во всех образовательных программах.

В настоящее время в Москве работает достаточно много казачьих школ и казачьих классов. Все они взаимодействуют с Центральным казачьим войском, занимаются патриотической работой, ухаживают за могилами казаков - участников войн ХХ столетия, выезжают на экскурсии в станицу Вёшенскую по следам «Тихого Дона»... Сегодня все эти классы и школы вошли в состав кластера непрерывного казачьего образования, сформированного на базе нашего университета. Ориентируясь на региональные проблемы подготовки кадров для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, мы в рамках кластера непрерывного казачьего образования открыли подготовку по программам среднего профессионального образования, собрали вокруг наших региональных филиалов профильные колледжи и техникумы.

За годы существования университета в 4 раза была расширена площадь зданий, находящихся в оперативном управлении университета. Построен физкультурно-оздоровительный комплекс. Нам удалось существенно модернизировать международную деятельность университета. Разворачивается сотрудничество с университетами Китая, Индии, Норвегии и Исландии.

Нынешняя система казачьего образования отвечает запросам общества и востребована населением. Потребность в ней значительно превышает ее инфраструктурные возможности. Сегодня конкурс на поступление в казачьи образовательные организации превышает конкурс во многие вузы и составляет в среднем 5 человек на одно место!

Представляется, что для обеспечения запросов населения в казачьем образовании, ликвидации диспропорции между количеством проживающих на определенной территории казаков (членов их семей) и количеством мест в казачьих общеобразовательных организациях необходимо на законодательном уровне установить минимальное число мест в казачьих общеобразовательных организациях в субъекте РФ, приходящихся на тысячу детей в возрасте от 7 до 18 лет. Этот вопрос действительно назрел.

Следует отметить, что в сфере казачьего образования для повышения его качества значительное развитие получила система непрерывного казачьего образования, а сегодня идёт формирование кластеров непрерывного казачьего образования.

Кластеры непрерывного казачьего образования представляют собой сетевые образовательные партнерства, организованные войсковыми казачьими обществами, школами с казачьими кадетскими классами, колледжами и Первым казачьим университетом. В кластерах реализуется единое содержание казачьего обучения по уровням образования и патриотического воспитания на основе исторических и культурных традиций казачества. Все это органично продолжается и на уровне высшего образования.

Кластеры непрерывного казачьего образования организованы в Москве и в субъектах пяти федеральных округов. В настоящее время идёт интенсивный процесс расширения числа участников кластеров. На сегодняшний день в этом процессе участвуют более 785-ти школ с казачьими классами. Таким образом, Российское движение школьников уже может опереться и на эту структуру.

Необходимо обеспечить непрерывность казачьего образования. Ведь в течение всего периода обучения, становление личности молодого казака должно проходить в среде, характерной для казачьих обществ, в среде убежденных патриотов, в среде казачьей педагогики. И такое требование особенно важно в условиях информационного общества, мировой глобализации и откровенного притязаний Запада на самостоятельность России.

В вертикали казачьего воспитания в казачьих образовательных организациях активно используется казачье самоуправление. Воспитательная работа среди казачьей молодежи дает свои плоды. Большой отряд студентов-казаков Первого казачьего университета в составе Кубанского казачьего войска участвовал в обеспечении мирного проведения референдума по возвращению Крыма в состав России. Из их числа 32 студента-казака награждены медалями «За Крым».

Университет по собственной инициативе взял на себя методические и организационные функции по формированию учебно-методического обеспечения непрерывного казачьего образования. Университетом разработаны и изданы учебно-методические пособия по применению казачьего компонента в образовательных программах общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования для образовательных учреждений России.

Эту работу нам необходимо продолжать более активно и последовательно.

Воспитание молодых казаков и всех студентов осуществляется на основе привлечения их к многим мероприятиям войскового и федерального уровня.

В 2016 году была целая система таких мероприятий. Так, в Азове с 21 по 26 мая 2016 г. прошел Всероссийский слет казачьей молодежи «Готов к труду и обороне», организованный совместно с Всевеликим войском Донским; в рамках слета казачьей молодежи также прошел Всероссийский форум «Молодежный казачий круг», который стал серьезной площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития российского казачества. Наша молодежная организация «Казачья смена» выступила учредителем общероссийской Ассоциации поддержки развития молодежного казачьего движения «Союз казачьей молодежи».

В июле 2016 года в Санкт-Петербурге состоялся Первый Евразийский форум казачьей молодежи «Казачье единство 2016». Мероприятие проводилось Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством при поддержке Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Для участия в работе Форума в Санкт-Петербург прибыли представители 11 войсковых казачьих обществ, священнослужители РПЦ, окормляющие войска, а также представители казачьих объединений из Белоруссии и Казахстана. Общее число участников мероприятия превысило 200 человек. Работу Форума возглавил митрополит Ставропольский и Невинномысский Владыка Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию РПЦ и казачества.

Во Всероссийском молодежном образовательном форуме «Казачий стан», организованном совместно с Центральным казачьим войском, приняли участие более 250 молодых представителей казачества из 23 регионов страны. Форум стал первой образовательной площадкой, объединившей молодых представителей войсковых казачьих обществ, членов Всероссийской ассоциации «Союз казачьей молодежи», а также руководителей Российского движения школьников.

14 – 15 сентября 2016 года в Ульяновске совместно с Волжским войсковым казачьим обществом было проведено Всероссийское совещание с руководителями кадетских школ и казачьих кадетских корпусов, посвященное совершенствованию системы кадетского и казачьего кадетского образования. Участвовали 350 представителей учебных заведений из 52 субъектов Российской Федерации.

С 11 по 24 октября 2016 года на базе Всероссийского детского центра «Смена» в Анапе совместно с Кубанским войсковым казачьим обществом были проведены финальные этапы Всероссийской военно-спортивной игры «Казачий сполох» и Спартакиады допризывной казачьей молодежи. На протяжении двух недель более 230 учащихся казачьих кадетских корпусов, казачьих школ и казачьих классов участвовали в спортивных и интеллектуальных состязаниях по 11 видам программ.

11 ноября 2016 года при поддержке Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества Первый казачий университет совместно с Российским движением школьников провел первый Слет казачьих кадетских корпусов, казачьих школ и классов «Юные казаки – казачья смена».

Эти ежегодные события объединяют казачью молодежь Войсковых казачьих обществ со всей страны.

Надеюсь, что мы вместе и дальше будем продолжать формировать фундамент будущего российского казачества.