Теории возникновения казачества

В настоящий момент идёт бурный процесс возрождения казачества. Созданы регионалaьные, общероссийские и даже всемирное казачьи объединения, действуют историко-культурные и военно-патриотические казачьи общества, издаются районные и областные казачьи газеты.

Приходит в прежнее состояние то, что было разрушено, уничтожено, потеряно в годы забвения. Создаётся заново утраченное, чтобы вызвать подъем, развитие казачьей идеи. Происходит обновление: восстанавливаются нарушенные, прерванные, исчезнувшие отношения, связи, силы, чувства, характер казачьей общности. Оживляется в памяти и сознании прошлое, забытое: люди обращаются к социальной памяти. Восстановление происходит в живых, ощущаемых чертах бытия. Яркими красками казачьей самобытности украшается современная жизнь. Воскрешение казачьей культуры – дело многих лет. Наблюдается интенсификация этого процесса.

За время своей многовековой истории казачество выработало свой особый жизненный уклад, свое мировоззрение и культурную самобытность. Почему в современном обществе, на рубеже XX–XXI вв., традиционная казачья культура оказалась притягательной и востребованной? Это обусловлено прежде всего свойствами самой казачьей культуры, порождёнными спецификой военного уклада жизни и социальной психологии. Казачья культура наполнена энергией, по своей внутренней природе направлена на диалог – и потому способна сплачивать массы, передавая им свою живительную силу. Идеал мужчины-воина – отважного защитника отечества, родной земли и очага – запечатлён в казачьих песнях и привлекает внимание молодежи всей России. Глубокое почитание казаками традиций предков их духовных заветов и ценностей, созвучность этих заветов запросам современной жизни делает наследие казаков актуальным и востребованным.

Казаки заявили о себе как активной, способной к самоорганизации части общества, в чем им, несомненно, помогал бесценный опыт организации и самоуправления. Ни одна из социально-этнических групп в нашей стране такой интенции не обнаружила. Вероятно, данная особенность явилась результатом полукочевого образа жизни в ранней истории и служила противодействием энтропии (рассеванию).

В современных условиях наблюдается минимизация роли семьи, общины в преемственном процессе, происходит передача трансляционных функций иным социальным институтам – образование, средства массовой информации, сфера досуга, музеи, концерты, выставки, фестивали. В 1987–1989 гг. во многих казачьих областях стали возникать различные кружки и общества по изучению истории и культуры казачества, военно-исторические клубы, проходили казачьи фольклорные праздники и фестивали.

Многие казаки вспомнили о своем казачьем происхождении. Число участников казачьего движения стало расти. Казачьи организации стали создаваться в городах, станицах и хуторах. Наиболее активно процесс возрождения казачества проходил на Дону, в Ростовской и Волгоградской областях, на Кубани, в Краснодарском крае, на Тереке, в Ставрополье и северокавказских республиках. На станичных кругах из числа наиболее уважаемых казаков стали избираться станичные атаманы и правление.

В 90-е гг. активными ее распространителями и пропагандистами становятся различные казачьи общества, в том числе и территориальные (городские, станичные и хуторские). Эти общества, поставив одной из своих задач духовное возрождение России, организовали церковные приходы, воскресные школы для детей, помогли восстановить разрушенные и возвести новые храмы, способствовали привлечению казаков к участию в традиционных праздниках, крестных ходах, распространению знаний об истории, быте и культурных традициях донских казаков.

Знание истории, говора, песен, владение традиционными военными навыками (верховой ездой, шашкой, борьбой), ношение военной формы становятся в эти годы важными условиями самоощущения казака. При этом используются как традиционные способы передачи опыта, так и нетрадиционные – посредством письменных и других источников информации (литература, сборники документов, песен, аудио- и видеозаписи).

Итак, после распада Советского Союза началось систематическое восстановление казачества. В конце 1980-х гг. мы стали свидетелями неоднозначного и противоречивого процесса возрождения казачьих сообществ. Сперва процесс возрождения казачества носил стихийный и неорганизованный характер, но вскоре он стал приобретать продуманные формы и направления. Одна из форм возрождения казачества, его культуры и обычаев, массового привлечения граждан к казачьему движению – фестивали.

В программе фестивалей проводятся всевозможные конкурсы: казачьей песни, танцев, хореографических композиций и др. Неотъемлемой частью фестиваля являются:

  1. Театрализованные праздники, показательные программы, конкурсы и т.п., которые выполняются с казачьим колоритом, одеждой, песнями, лошадьми, танцами в казачьих исторических местах
  2. Блюда казачьей кухни в соответствующей посуде и интерьере – всё это возрождение подлинной казачьей жизни 
  3. Выставки казачьего творчества: демонстрируются вышивки, музыкальные инструменты, изделия казаков-гончаров, казаков-кузнецов, сделанные в старинных традициях современными казаками-мастерами предметы казацкого быта, посуда, конская сбруя: уздечки, седла, нагайки, хлысты и др. 

Фестивали проводятся в разных регионах. В мае 2015 года на Ставрополье, в станице Курской Курского района прошёл Межрегиональный фестиваль-конкурс традиционной казачьей культуры «Казачья сторона». В основе концепции фестиваля заложена идея повествования о героической истории казачества, его воинской доблести, патриотизме. Участники представили походные, исторические песни об атаманах Платове, Булавине, Некрасове, Бакланове, о воинской доблести, патриотизме и бескорыстии: зрители имели возможность познакомиться с историей освоения казаками степей Кубани и Терека, Южного Поволжья и Оренбургского края. Например, с песенной культурой уральских казаков познакомил публику ансамбль народной песни «Лада» Ставропольского городского Дома культуры. Становление донского казачества и рассказ о всенародных героях, предводителях донского казачества атаманах М. Платове и Я. Бакланове представили с использованием самобытной певческой традиции фольклорный ансамбль старинной песни «Казачья вольница» и мужской ансамбль «Стрежень» из города Пролетарска Ростовской области. Черноморскому казачеству было посвящено выступление ансамбля казачьей песни «Оберег» Георгиевского района. Традиционную песенную культуру кубанских казаков представили народный фольклорный ансамбль «Благовест» Георгиевского городского Дома культуры» и народный хор «Казачка» из Новопавловска.

10-12 июля 2015 года в деревне Суворовке Елецкого района Липецкой области прошёл Межрегиональный фестиваль традиционной казачьей культуры (хоровых коллективов и вокальных ансамблей) «Казачья застава». В программе: выступления фольклорных коллективов, ярмарка народных ремесел танцевально-игровая программа, показательные выступления военно-патриотических клубов, конкурс фольклорных коллективов «Пой, душа казачья!», семинары и мастер-классы, круглые столы по вопросам традиционной казачьей культуры.

Фестиваль даёт возможность услышать фольклорно-этнографические коллективы и исполнителей со всей страны, познакомиться с людьми, посвятившими себя изучению аутентичного пения, народной традиции. На фестивале были представлены: традиционный казачий музыкально-хореографический фольклор, традиционный народный костюм, традиционные ремесла и декоративно-прикладное искусство, традиции народных гуляний и молодежного досуга.

С 26 июля по 3 августа 2015 года в станице Кумылженской Волгоградской области прошёл III областной фольклорно-этнографический фестиваль традиционной казачьей культуры «Золотой щит – казачий Спас». Жители Кумылженского района и его гости стали свидетелями выступлений участников клубов и кружков по различным видам единоборств, современным и традиционным, а также насладились казачьими песнями, полюбовались изделиями народных мастеров, стали участниками забытых обрядов, встретились с писателем и отведали блюда местной кухни.


IV Международный творческий фестиваль славянского искусства «Русское поле», Москва, 2015 год

В фестивале традиционной казачьей культуры «Золотой щит – казачий Спас» приняли участие: военно-исторические клубы, секции русского рукопашного боя, участники кружков патриотического воспитания, мастера русских боевых искусств, фольклорные ансамбли, изучающие и пропагандирующие традиционную казачью культуру, мастера народных художественных промыслов и ремесел из муниципальных образований Волгоградской области и других регионов России.

18 июля 2015 года в городе Рузе Московской области состоялся третий фестиваль-ярмарка казачьего творчества «Станица», в котором приняли участие казачьи общества и творческие коллективы Московской области и других регионов. Казаки приняли участие в соревнованиях по казачьей джигитовке, представили деятельность хуторских и станичных казачьих обществ, провели мастер-классы казаков-ремесленников». В рамках фестиваля прошел региональный отборочный тур Всероссийского конкурса фольклорной песни и танца «Казачий Круг». А уже 26 июля 2015 г. в Москве на территории музея-заповедника Царицыно состоялся IV Международный творческий фестиваль славянского искусства «Русское поле», деятельное участие в котором приняли казаки Представительства ОВКО в Москве и Московского землячества Оренбургских казаков. IV Межрегиональный фестиваль славянского искусства «Русское поле» был посвящён памяти святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси.

На фестиваль были приглашены казачьи общества и организации, художественные, самодеятельные и творческие коллективы, спортивные клубы, мастера-ремесленники. В программе фестиваля – проведение выставки-продажи изделий народных умельцев, атрибутов русского казачества, показательных конных выступлений, десантирование парашютистов – мастеров международного класса, авиашоу, катание на лошадях и воздушном шаре, фаер-шоу, музыкальный гала-концерт.

Важным компонентом фестиваля станет реализация продовольственных казачьих товаров, сельхозпродуктов, меда фермеров казачьих станиц Подмосковья и регионов России как прообраз возможной системы прямых поставок продукции казачьих хозяйств и изделий народных промыслов на рынки Подмосковья.

Белгородская область проводит Международный Фестиваль казачьей культуры «Холховский сполох». В 1915 году 31 мая на живописном берегу реки Оскол прошёл третий по счёту фестиваль. «Оскольские казаки» на территории Белгородской области поселились в середине XVI века, еще до основания первых городов – Белгорода, Оскола и Валуек. Казачье прошлое Белгорочины сохранилось в названиях населенных пунктов: Казацкая степь, Казацкое, Казачек, Казачья Лисица), Верхнее-Атаманское и Нижне-Атаманское и др. По преданию, здесь отдыхали войска князя Игоря Святославича и его брата Всеволода, перед походом на половцев в 1185 году, воспетым в «Слове о полку Игореве». В 1620 году патриарх Московский и всея Руси Филарет благословил Никольского чорного священника Геласия воздвигнуть на Холковском городище для съезжающих с Дону донских казаков и всяких людей Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь, а для защиты от татар в 1637 году, здесь на самом высоком холме, находящегося поблизости от пещер монастыря, было сооружено караульное помещение для наблюдения за степью. Сегодня в долине около монастыря выстроена сторожевая вышка с караульным донским казаком (манекен), повсюду казаки, донские, кубанские, запорожские, в своей традиционной форме, увесистый колокол на деревянной треноге, в палатке – большая икона Донской Божьей Матери – покровительницы донских казаков. Так выглядит лагерь участников фестиваля. Колокольный звон сегодня не звучит набатом, он собирает народ на молебен. Божественную литургию по такому случаю служит Владыка Иоанн, Архиепископ Белгородский и Старооскольский. Церковная служба и освящение храма князя Владимира Свято-Троицкого Холковского монастыря завершаются Крестным ходом к месту проведения фестиваля.

31 января 2015 года в Усть-Донецке прошел первый фестиваль традиционной казачьей культуры и обрядов. Фестиваль казачьей культуры собрал казаков из самых древних донских станиц. В программе фестиваля были театрализованные представления, посвященные свадебным, праздничным и православным традициям казаков. О своих казачьих корнях зрителям напомнили жители восьми станиц и хуторов, которые по праву считаются самыми старинными поселениями донских казаков. Организаторами на местах стали главы поселений, активисты казачьего движения, старейшины, которые еще не забыли традиции и обряды казаков, а также станичные любительские художественные коллективы. Со своей историей и культурой гостей фестиваля познакомили жители станицы Мелиховской (основана в 1594 году), станицы Пухляковской (основана в 1780 году), станицы Раздорской (первая казачья столица, основана примерно в 1549 году), хутора Крымского (основан в 1775 году), станиц  Верхнекундрюченской (основана в 1636 году) и Нижнекундрюченской (основана в 1672 году). О своих традициях и истории рассказали жители хутора Апаринского, основанного в 1837 году, и рабочего поселка Усть-Донецкий.


С 2000 года в майские дни раз в два года проводится межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие». Фестиваль стал своеобразной визитной карточкой казачества Сибирского региона, наглядно иллюстрирующей самобытность казачьей культуры, богатое песенное наследие сибирского казачества как части общерусской традиционной устной культуры и уникальность певческой манеры

Сибирское казачество является исторически сложившейся группой русского этноса со своей самобытной культурой, укладом жизни и традициями. Сегодня сибирское казачество возрождает свои традиции, объединяясь духовно для сохранения исторического, культурного, экономического наследия, оставленного великими предками для передачи его потомкам. В практическом возрождении казачества самое активное участие принимают потомственные казаки – хранители традиций. Исторически сложилось так, что Омск стал столицей Сибирского казачьего войска. Культура сибирских казаков отличается от культуры казаков европейской части России. Обусловлено это региональной спецификой и суровыми условиями жизни в Сибири. Сегодня сибирское казачество возрождает свои традиции, объединяясь духовно. На первый план выходят традиции, культура, сегодняшнее понимание казачеством той роли, которую оно сыграло в истории России и которую призвано сыграть уже в нынешнем тысячелетии.

Омск – центр Сибири и столица Сибирского казачьего войска, здесь сильны традиции сибирских казаков, созданы все условия для сохранения самобытности и развития потенциала казачьего сословия.  Истоком современного возрождения казачества здесь так же, как и в европейской части России, считаются начало 1990 годов. Так, в октябре – ноябре 1994 года в Омской области проводился месячник казачьей культуры как составная часть II Всероссийского фестиваля русской культуры «Душа России».

С 2000 года в майские дни раз в два года проводится межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие». Фестиваль стал своеобразной визитной карточкой казачества Сибирского региона, наглядно иллюстрирующей самобытность казачьей культуры, богатое песенное наследие сибирского казачества как части общерусской традиционной устной культуры и уникальность певческой манеры. Учредителями и организаторами фестиваля являются: Министерство культуры Омской области, Омский Дом Дружбы в сотрудничестве с Омско-Тарской епархией Русской Православной Церкви, при поддержке Правления Сибирского войскового казачьего общества, казачьих обществ и общественных казачьих организаций. Фестиваль приурочен к празднику Никола Вешний. Основная цель Фестиваля – содействие возрождению, сохранению и популяризации традиционной казачьей культуры: истории, обычаев, обрядов; развитие и укрепление межрегионального культурного сотрудничества; возрождение духовных и культурных традиций казаков; патриотическое воспитание подрастающего поколения; повышение престижа исторической столицы сибирского казачества – Омской области.

Задачи фестиваля – восстановление фольклорных традиций казачьей культуры, приобщение молодёжи к духовным, национальным традициям и культурным ценностям. С каждым годом география участников расширяется. В фестивале задействованы творческие коллективы пяти федеральных округов: Сибирского, Уральского, Приволжского, Северо-Западного, Дальневосточного, девяти отдельских казачьих обществ Сибирского войскового казачьего общества – это свыше 50 коллективов из регионов Российской Федерации (Алтайский и Приморский края, Республики Алтай и Бурятия, Кемеровская, Ленинградская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Томская, Тюменская, Челябинская области); Республики Казахстан (Алматинская, Восточно-Казахстанская, Павлодарская, Северо-Казахстанская области).

Такие фестивали дают возможность увидеть и услышать единомышленников и близких по духу и культуре людей, дарят всем веру, что традиции не гаснут, что их стоит возрождать и выносить в народ.

Фестиваль «Православная Россия» собирает казачьи ансамбли с разных уголков России и зарубежья. Цель фестиваля-конкурса: возродить и сохранить лучшие образцы традиционной казачьей культуры. Фестиваль проходит в июльские дни на Курской земле. Хотя он ещё совсем молодой – был организован только в 2011 году, мероприятие стало популярным и привлекает тысячи участников и гостей.

Казачество по сей день является хранителем высоких нравственных и духовных ценностей, пронеся через века в современность трепетное отношение к Святой Руси. Несение воинской службы всегда считалось святой и почётной обязанностью казака, и воинскую форму носили они с гордостью. Но надевалась она только на службу, да ещё на воинские сборы, в церковь и по особо торжественным случаям. Понятие чести и чувства собственного достоинства в крови казаков, независимость и храбрость они впитывали с молоком матери. Жили казачьи общины и воспитывали своих детей по библейским заповедям, в строгой морали.


В программе фестиваля уделяется внимание и декоративно- прикладному искусству и на- родным промыслам. Из разных регионов России съезжаются художники-модельеры, ремесленники, мастера, владеющие секретами различных народных промыслов

Важное место в жизни казачества составляли обряды и музыкальное творчество. Песенный фольклор сложился в соответствии с бытовыми и культурными особенностями и ярко отражает жизненный уклад казачества. Основной темой народной казацкой песни является военно-патриотическая, наряду с ней соседствуют и семейно-бытовые мотивы. Ни один праздник не обходился без песен, их распевали в каждом казачьем доме.

Основу программы Фестиваля-конкурса составляет самобытное творчество казаков. И на песенный праздник приезжают коллективы с тех мест, где на протяжении веков существовали казацкие поселения: из Сибири, Краснодарского и Ставропольского края, Донских станиц и Центральной России. Каждый год в конкурсе принимает участие новый сос- тав исполнителей. Главным критерием оценки выступления является соответствие исполнения традиционному казачьему пению, именно такому, как пели в станицах деды и прадеды. В песне отражается непростая судьба казака, его боль, его жизнь, поэтому она хватает за душу, глубоко волнует, тревожит и никого не оставляет равнодушным. Помимо певческого конкурса в программе фестиваля уделяется внимание декоративно-прикладному искусству и на- родным промыслам. Из разных регионов России съезжаются художники-модельеры, ремесленники, мастера, владеющие секретами различных народных промыслов. В рамках фестиваля артисты, которые являются носителями подлинных традиций казачества, проводят для конкурсантов мас- тер-классы, делясь с ними уникальной са- мобытностью пения и пляса. Принимают участие в мастер-классах и специалисты- педагоги, и мастера народных промыслов. Желающие могут также попробовать свои силы и поучиться, например, владеть шашкой. На фестивале сложились уже свои традиции: его итоги подводятся на Коренской ярмарке — ещё одном ярком событии курского лета. Последним красочным событием праздника становится гала-концерт участников казачьего фестиваля, где многочисленные гости могут ещё раз услышать лучшие коллективы и первоклассных исполнителей. 

Российское казачество, вне всякого сомнения, возрождается и продолжает набирать силу в обществе. Более трёхсот тысяч москвичей в настоящее время считают себя казаками и ассоциируют жизнь своих родных и близких с казачеством. Несмотря на лишения и тяготы, гонения на казачество, казаки бережно сохранили свои традиции, свой исторический самобытный уклад. Казаки остаются мощной созидательной силой российского общества и во все времена верой и правдой служили Отечеству.

Уникальная самобытная традиционная культура казачества, ее сохранение и развитие – неотъемлемая часть возрождения новой России. И 5-й Международный казачий фестиваль «Казачья станица – Москва» есть наглядное подтверждение этому. Высокие нравственные принципы казаков – свобода, справедливость, храбрость, почитание старших, любовь к земле и Отчизне – сегодня воплощают непреходящие фундаментальные духовные ценности для российского общества.

Опыт российского казачества по патриотическому воспитанию молодежи помогает преодолеть разобщенность общества, сгладить национальные и религиозные расхождения, найти правильные ориентиры и сплотить наше общество, прежде всего – молодёжь.

Целью юбилейного международного фестиваля является пропаганда культурных, исторических и военных традиций казачества как образа для формирования позитивных жизненных ценностей современной молодежи и создания единого культурного пространства казачества России.

«Смотр» казачьего сословия – Международный фестиваль «Казачья станица – Москва» – проходит в Москве ежегодно в сентябре. Его организаторы – Правительство Москвы – Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы, Совет при Президенте России по делам казачества и Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско» при благословении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Концепция «Казачьей станицы» каждый год дополняется, учитывая современные тенденции развития казачества. Девиз фестиваля – «Казаки – честь земли Русской», его главной задачей является укрепление не только межконфессиональных и межэтнических отношений, взаимопонимания в нашем многонациональном мегаполисе, но и семейных ценностей, развитие культурных традиций, а также создание благотворных условий для передачи традиций разных народов России будущим поколениям.


Само название фестиваля – «Казачья станица – Москва» – свидетельствует о том, что правительство Москвы и руководство Центрального казачь- его войска сегодня с большим вниманием относятся к духовному и культурному наследию, сохранившемуся у казаков

Цель организации международного фестиваля «Казачья станица – Москва» – создание единой площадки для встречи казаков со всей России и стран ближнего зарубежья. Показать культурные, исторические и военные традиции казачества – одна из главных задач этого масштабного праздника. В программе — плац-парад, спортивные состязания, музыкальный конкурс и казачья ярмарка. Праздник даёт возможность познакомиться с убранством казачьих куреней, отведать блюда казачьей кухни, а также приобщиться к традиционным казачьим ремеслам.

Театрализованный показ традиционных казачьих конных воинских искусств включает: джигитовку, конную рубку «лозы» от известных военно-спортивных казачьих школ. Здесь можно воочию увидеть, какой была традиционная казачья свадьба, как проходит обряд «посажения» на коня и как провожают казаков на войну, а затем встречают с нее. Театрализованный показ казачьих народных костюмов предусматривает возможность примерить наряд и сделать памятные фотографии в казачьих костюмах.

Казаки славятся гибкостью тела, хорошей физической формой, ловкостью, меткостью и выносливостью. Поэтому непременным элементом фестиваля становятся этнические казачьи игры. Хотя по существу это не игры и не обычные забавы – это соревнования, в которых демонстрируются лучшие физические качества. Новички получают возможность научиться рубке и фланкировке шашкой, овладеть кнутом и нагайкой. А казаки соревнуются друг с другом и демонстрируют свой мастерство в рубке шашкой.

Так, пятый – юбилейный – фестиваль проходил в музее-заповеднике «Коломенское 12 сентября 2015 года и собрал более 1500 участников из различных казачьих станиц и обществ, расположенных в разных регионах России. Казачество Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Иркутской, Кировской, Белгородской, Ростовской областей, Краснодарский край. Брянская область, Владимирская область, Орловская область и множество других регионов России изъявили желание принять участие в этом фестивале.

Каждому административному округу Москвы была выделена специальная площадка. А главная площадка фестиваля была оформлена и жила полноценной жизнью как настоящая казачья деревня с куренями, воссоздающими казачий быт: здесь регионы и казачьи организации представили свои презентационные стенды.

В рамках фестиваля – 12 площадок: «Главная сцена», «Походный Храм», «Площадка «Казачья история: традиции и обычаи», «Выставочная площадка», «Детская площадка «Казачата», «Конный двор», «Казачье подворье», «Казачьи игры», «Казачий спас», «Ремесленный городок», «Станичная ярмарка», «Аллея казачьей кухни».

Жизненный опыт показывает – наличие храма в селе влияет на настроение жителей, там развивается нормальная жизнь. Поэтому и на столичном фестивале представлен ещё один пласт духовной культуры казачества, раскрывающий его служение православной вере, России. Это – строительство обыденного храма методом «народной стройки», в течение одного дня, на казачьих рубежах России.

Традиция строить обыденные храмы, то есть за один день, пережила расцвет в XVI веке. Со временем обычай приобрел значение общинного единения – такие храмы строили "всем миром", "всем селом", в исполнение обета, данного Богу.

Отец Тимофей на IV международном фестивале «Казачья станица – Москва» (13 сентября 2014 года) сказал очень важные слова о казачьей православной традиции, представленной на фестивале. «… Возведение храма — пожалуй, самое главное событие для православного человека. Один святой сказал, что храм стоит возвести даже ради того, чтобы в нем совершилась хотя бы одна Божественная литургия. Поэтому так укоренена традиция возведения храмов, особенно в местах проживания казаков.

Само название фестиваля – «Казачья станица – Москва» – свидетельствует о том, что правительство Москвы и руководство Центрального казачьего войска сегодня с большим вниманием относятся к духовному и культурному наследию, сохранившемуся у казаков. Известно, что когда наступил период изгнания из людских умов понятия о Боге и вере христианской, то вместе с тем стали изгонять само казачество и представления о нем. Во времена богоборчества хорошо понимали, что казачество на протяжении веков неразрывно было связано с православной верой, с духовно-нравственными традициями. Господь сподобил Православную церковь возродиться, сегодня этот процесс идет серьезными темпами, и вместе с Церковью воскресает и наше славное казачество.

Примечательно, что возводить храм будут не строительные организации, а сами казаки, включая молодежные казачьи организации. Подрастающее поколение помогает по личному желанию, конечно, нам очень важно привлекать к благому делу казачью молодежь, и, слава Богу, фестиваль дает такую возможность. И еще немаловажное событие. Во время открытия фестиваля будет совершен молебен на освящение обыденного храма, окропление его святой водой. Богослужение возглавит председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл в сослужении священников, окормляющих православное казачество в городе Москве. И здесь важно то, что все гости, все казаки, которые соберутся не только из России, но и из зарубежья, смогут помолиться вместе. Потому что Господь нам сказал в Евангелии: «Где двое или трое собраны во имя мое, там Я посреди них». Поэтому, испросив благословения, помолившись Господу, все, кто придет 13 сентября на территорию олимпийского комплекса «Лужники», станут участниками большой и разнообразной программы, в которой нашлось место демонстрации воинскому мастерству казаков, традиционной джигитовке, народному песенному творчеству, особенностям быта и уклада жизни казачьей… Фестивали, смотры, форумы с казачьей тематикой набирают популярность, объединяя самых разных людей. Поэтому важно в те места, где казачество еще не так ярко представлено, как на юге нашей страны, привлекать представителей казачества с их лучшими традициями… Фестивали, подобные «Казачьей станице – Москва», наверное, и проводятся для того, чтобы тот, кто пока не наполнен духом настоящего, истинного казачества, прочувствовав атмосферу праздника, может быть, посмотрел бы на мир казачества уже по-другому, что-то понял про его уникальную целостность».