Непрерывное казачье образование

В конце XX - начале XXI вв. произошли изменения в российской общественно-политической жизни, и это потребовало пересмотра структуры образования, тематики изучаемых проблем. «Успешное экономическое развитие, успехи на политическом поприще как внутри страны, так и на международном уровне неразрывно связаны с решением очень важного вопроса воспитания морально и нравственно устойчивого гражданина, способного осознать, принять и поддержать деятельность государства, направленную на укрепление его позиций. Значительная роль в этой работе принадлежит учебным заведениям: общеобразовательным школам, учреждениям дополнительного образования, учреждениям начального, среднего и высшего профессионального образования, которые имеют казачий статус. Одной из стратегических целей государственной политики Российской Федерации в отношении воспитания и образования молодежи является поддержка российского казачества в целом и системы казачьего образования в частности»1.

В современной России казачество стало реальной силой, способной решать вопросы государственного и местного значения в интересах населения. В Стратегии развития российского казачества до 2020 года подчёркивается, что «стратегической целью государства является развитие российского казачества и усиление его роли в решении государственных задач».

«В настоящее время в связи с ростом патриотических настроений в российском социуме возрастает роль казачества, к которому себя причисляют 9,6% взрослого населения России. Оно является органической частью российского общества: осуществляет государственную и муниципальную службу по поддержанию правопорядка, социальной и экологической безопасности страны, включается в процессы духовно-нравственного, гражданско-патриотического и физического воспитания молодёжи. Возрождается и система казачьего образования, направленная на развитие культурно-регионального компонента, его связь с традициями казачества, объединение идей российскости образования, социокультурной адаптации казачества, многоуровневости и непрерывности образовательного процесса»2.

Необходимо достижение нового качества и обеспечения системности казачьего образования. «В первую очередь, это касается реальных профессиональных знаний, учитывающих историческое предназначение казачества к государственной службе, основанной на патриотизме и профессионализме. Комплексное образование, в котором соединяются изучение традиций и получение актуальных знаний и навыков, полезных на будущей службе Отечеству, – вот главное направление возрождения и развития системы казачьего образования.

Казачье образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний и навыков из мощного пласта казачьей истории и культуры, целенаправленное воспитание высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых и боевых качеств, патриотического воспитания в сочетании с усиленной физической и военно-прикладной подготовкой, которые должны обеспечить готовность казака к государственной и иной службе на различных поприщах во имя процветания России и её народов»3.

На сегодняшний день существует целая сеть средних, начальных и профессиональных казачьих учебных заведений. Их развитию уделяется особое внимание на государственном уровне: создана комиссия по развитию взаимодействия системы образования с казачьими обществами и объединениями на базе Минобрнауки России, Совета при Президенте РФ по делам казачества, рабочих групп Совета в федеральных округах, краях и областях с казачьим населением. В каждом федеральном округе России, особенно в традиционных казачьих регионах создаются общеобразовательные программы с использованием культурно-исторических традиций казачества.

Возрождение казачьих образовательных учреждений, существовавших в дореволюционной России, и создание новых отражает стремление общества к укреплению российских форм и традиций образовательной деятельности. Это не только поиск инновационных методик и реформирование системы образования в стране, но и необходимость, обусловленная новыми этапами развития казачьего движения в современных условиях.

Для сохранения преемственности образования в учебные программы соответствующих вузов был введён казачий компонент, организовано углубленное изучение проблем развития казачества.


Казачье образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний и навыков из мощного пласта казачьей истории и культуры, целенаправленное воспитание высоких духовных, морально- нравственных, служебно-деловых и боевых качеств, патриотического воспитания в сочетании с усиленной физической и военно-прикладной подготовкой, которые обеспечивают готовность казака к государственной и иной службе на раз- личных поприщах во имя процветания России и её народов

Казачий компонент – что это такое?

В Стратегии развития российского казачества до 2020 года в качестве одного из направлений развития российского казачества отмечена необходимость «развития сети образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих образовательные программы с использованием «казачьего компонента».

В современном обществе появилась реальная возможность удовлетворить социальные запросы всех групп населения на получение образования, в том числе и представителей казачьих обществ. Мы являемся свидетелями организации новых типов образовательных учреждений, специализирующихся на обучении вышеуказанной категории граждан: гимназий, лицеев, кадетских корпусов. Классы казачьей направленности функционируют в общеобразовательных школах. Особенность содержания образования в них характеризуется изучением казачьего компонента.

Методика и содержание преподавания казачьего компонента на каждом уровне образования имеет свои особенности, которые учитываются при разработке учебных программ, методических рекомендаций, учебно-методических комплексов. В общеобразовательных казачьих учебных заведениях учащиеся изучают основы православной культуры, историю казачества, основы военных знаний, основы традиционной культуры казаков основы военных знаний, занимаются джигитовкой. В средних специальных профессиональных учебных учреждениях содержание казачьего компонента усложняется. Обучающиеся получают общее представление об экономическом, политическом, культурном развитии казачества, об особенностях казачьей системы воспитания, казачьего мировоззрения, о финансовых основах хозяйствования казачьих сообществ и т.д.

В высших учебных заведениях осуществляется более углубленное изучение всех проблем развития казачества: его происхождение и становление; власть и управление в казачьих войсках; система местного казачьего самоуправления; государственная служба в современной России; финансовая стабильность и безопасность; правовой статус казачества; казачество и его роль в обеспечении региональной безопасности; охрана биоресурсов казачьими обществами; использование традиционных казачьих технологий в области переработки сельскохозяйственной продукции.

Особое внимание в преподавании казачьего компонента уделяется проблемам, связанным с реализацией основных направлений развития казачества, выделенных в Стратегии развития российского казачества до 2020 года. Одно из них – развитие самоорганизации и интеграционных процессов в российском казачестве посредством рассмотрения вопросов формирования и развития местного самоуправления с учетом культурно-исторических традиций российского казачества.

Изучение казачьего компонента позволяет пропагандировать в воспитательной работе традиции сложившейся казачьей системы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи на примере беззаветного служения Родине российского казачества. На Дону говорят так: если твои планы рассчитаны на год – сей хлеб, если на десятилетие – сажай дерево, если на века – воспитывай детей.

По данным Казачьего информационно-аналитического центра, в России насчитывается около 30 учебных заведений с казачьим кадетским компонентом (что приближается к дореволюционному показателю), функционирует более 1000 казачьих классов в общеобразовательных школах4.

В процессе поиска оптимального варианта образовательной модели, сочетающей исторические ценности и традиции казачества, современные достижения в области образования, позволяющей решать наряду с образовательными, многочисленные социальные проблемы, родилась идея непрерывного образования казачества: детский сад – казачья образовательная школа – казачий кадетский корпус – высшее учебное заведение. Основная цель – достижение нового качества в обеспечении системности и комплексности казачьего образования. Миссия непрерывного образования казачества – в компетентностном развитии личности, ориентированной на инновационную деятельность.

В основу непрерывного казачьего образования положено системное обеспечение единства обучения и воспитания, стремление к личностной самореализации через культуру казачества, сформированную на идеях патриотизма, православия, служения Отечеству и исполнения воинского долга. Причём имеет значение именно содержатьльная наполненность образования казаков, а не только изучение традиций.

Таким образом, структура казачьего образования выглядит на настоящий момент следующим образом: изучение казачьего компонента начинается с казачьего детского сада, затем продолжается в казачьей общеобразовательной школе, затем – лицей и вуз. Заканчивая первую ступень, ребенок имеет право выбора – продолжить обучение в школе либо поступить в кадетский казачий корпус. Подобный учебный комплекс готовит казаков к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, поскольку обеспечивается «историческая преемственность поколений, сохранение, трансляция и развитие национальной культуры, осуществляется воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью», что стоит на первом месте среди множества целей и задач «Национальной доктрины образования в Российской Федерации».


Возрождение казачьих образовательных учреждений, существовавших в дореволюционной России, и создание новых отражает стремление общества к укреплению российских форм и традиций образовательной деятельности. Это не только поиск инновационных методик и реформирование системы образования в стране, но и необходимость, обусловленная новыми этапами развития казачьего движения в современных условиях

«Непрерывная система казачьего образования предусматривает получение не только классических, светских знаний, но и формирует уникальное казачье самосознание через изучение истории, традиций и культуры казаков»5, то есть казачье образование есть «классическое» образование плюс казачий (региональный) компонент. Об этом говорит начальник Департамента по делам казачества и казачьих учебных заведений И.В. Казарезов. На вопрос, в чем суть казачьего компонента в вашей образовательной системе, он ответил: «Это, прежде всего, духовный стержень, нравственная составляющая, согласно которой казак – человек высокого морального духа и патриот, защиту и служение своему Отечеству ставящий превыше всего. Если этот стержень есть – казак не сломается, ни при каких обстоятельствах»6.

Возглавила внедрение системы казачьего образования, включающей в себя учёбу по специальным программам от детского сада до университета, Иванова Валентина Николаевна, ректор МГУТУ им. К.Г.Разумовского – Первого казачьего университета: этот официальный статус университет получил приказом министерства образования и науки РФ от 26 мая 2014 года.

Особое значение в реализации концепции непрерывного образования приобретает деятельность университета и его региональных институтов, расположенных в местах компактного проживания казаков. Разрабо- тан план взаимодействия с казацкими округами. «Мы подошли к созданию единой общей инфраструктуры, обеспечивающей связь казачества с образованием, – говорила Валентина Иванова. – При составлении учебных планов учитываем такие компоненты, как история казачества, его традиции. Задача нашего университета и учебно-методического центра – проконтролировать, насколько наши преподаватели, научные институты реализуют казачий компонент... Создавая вертикаль непрерывного казачьего образования, мы используем опыт взаимодействия с крупнейшими работодателями агропромышленной системы. И тогда молодые люди станут хорошими специалистами в аграрно-промышленном комплексе. Это основа экономического возрождения страны и самого казачества. Сегодня более четырёхсот атаманов и казаков являются студентами этого университета. Это основная благоприятная среда для инноваций. С одной стороны, этому содействует чётко организованная структура, с другой – известный консерватизм. Казак десять раз проверит, прежде чем браться за новое. Действуют опытно-внедренческие площадки. Вторая форма работы с казачеством – инновационно-ресурсные центры: создание консалтингов на базе лабораторий университета, находящихся в его  институтах (филиалах).

Университетом разработана общеобразовательная программа дополнительного образования школьников на основе казачьих традиций для реализации её в казачьих классах, казачьих школах, казачьих кадетских корпусах, профтехучилищах. Эта программа состыкована с университетским циклом лекций подготовки казаков. Помимо этого, университет разработал и уже несколько лет реализует программу высших атаманских курсов.

В МГУТУ им. К.Г.Разумовского, головном учебном заведении, реализующем элементы, связанные с историко-культурными традициями казачества, – казачий этнокультурный компонент в учебном процессе включает в себя патриотизм, служение государству, историческую память и приверженность православной вере. Образование с казачьим компонентом – это усвоение систематизированных знаний и навыков по казачьей тематике в основном в гуманитарной сфере обучения. Это целенаправленное воспитание высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых качеств и патриотического духа. Реализация казачьего компонента происходит по следующим направлениям воспитательной работы – патриотическое, воинское, духовно-нравственное, правовое, эстетическое, физическое и экологическое.

Много места уделяется в деятельности МГУТУ проблеме воспитания казака как православного человека, патриота и гражданина. Такое воспитание выступает составной частью непрерывного казачьего образования, концептуально разрабатываемого в университете. По отношению к молодым казакам в университете осуществляется целевой набор. Университет осуществляет приём подрастающих казаков по целевому набору – из казачьих семей, казачьих кадетских корпусов. Для них специально выделены бюджетные места.

Наибольшее развитие казачье образование получило на территориях Донского и Кубанского казачьих войск. Здесь реализуются инновационные модели воспитания и образования подрастающего поколения казаков – модель непрерывного казачьего образования в том числе. На Дону создана структура комплексного образования, в которой соединяются изучение казачьих традиций и получение актуальных знаний и навыков, полезных на будущей службе Отечеству. Донской казачий университетский комплекс является важным этапом в процессе получения казачьего образования молодыми людьми, у которых есть желание получить комплексное высшее образование в совокупности со знаниями культуры, быта, уклада, традиций российского и донского казачества.

В условиях дефицита сырьевых ресурсов и при этом сохранения разнообразного культурного потенциала, высшее профессиональное образование, включая казачий компонент, становится лидером регионального развития. Это обусловлено тем, что, во-первых, возникают возможности для расширения рынка образовательных услуг, поскольку в образовательный процесс вовлекаются новые слои населения независимо от возрастных и территориальных различий, складывается система непрерывного образования. Во–вторых, вузовский потенциал прямо связывается с решением локальных и региональных проблем через совместную работу с казачьими структурами. В-третьих, недостатки «провинциальной жизни» компенсируются повышением активности, связанной с самообразованием.


Изучение казачьего компонента позволяет пропагандировать в воспитательной рабо- те традиции сложившейся казачьей системы духовно- нравственного и патриотического воспитания молодежи на примере беззаветного служения Родине российского казачества. На Дону говорят так: если твои планы рассчитаны на год – сей хлеб, если на десятилетие – сажай дерево, если на века – воспитывай детей

В Донском регионе более чем в 400 школах имеются казачьи классы. После окончания второй ступени образования дети могут продолжить обучение в казачьих профессиональных училищах (в Ростовской области их шесть). Созданная в казачьих кадетских учебных заведениях Ростовской и Волгоградской областей система военно-патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания позволяет успешно готовить кадетов к служению Отечеству на военном и гражданском поприще. Многие выпускники кадетских корпусов не останавливают своего образования на уровне среднего и/или начального и среднего профессионального. Согласно статистическим данным, более 95% выпускников казачьих кадетских корпусов повышают свой образовательный уровень в вузах страны. Из них ежегодно более 70% становятся курсантами высших военных учебных заведений, около 30% – студентами гражданских вузов. В Донском казачьем государственном институте пищевых технологий и экономики имени М.А. Шолохова существует образовательная площадка «Кластер непрерывного казачьего образования». О целях и содержании ее работы рассказывает директор института профессор Н.В. Рыжкова7.

Донской казачий государственный институт пищевых технологий и экономики относится к числу крупнейших в МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ). На протяжении нескольких лет институт создает систему непрерывного казачьего образования. В перечень учебных программ входят не только происхождение и становление казачества России, этапы его развития, но и власть и управление в казачьих войсках, система местного казачьего самоуправления, государственная служба в современной России, финансовая стабильность и безопасность, правовой статус казачества, казачество и его роль в обеспечении региональной безопасности, охрана биоресурсов казачьими обществами, использование традиционных казачьих технологий в области переработки сельскохозяйственной продукции.

Большую роль играет созданный на базе института совместно с Южным научным центром РАН Донской научно-исследовательский и учебно-методический центр по исследованию истории, экономики, культуры, современного положения и перспектив развития российского казачества. В основе непрерывного казачьего образования лежит системное обеспечение единства обучения и воспитания, стремление к личностной самореализации через культуру казачества, сформированную на идеях патриотизма, православия, служения Отечеству и исполнения воинского долга. Такую подготовку дают образовательные организации, которые в Ростовской области – регионе традиционного проживания донских казаков – включают в образовательные программы казачий компонент.

В систему непрерывного казачьего образования в регионе вовлечено более 270 образовательных организаций. В них обучаются 30 тысяч учащихся. Созданная в Донском институте на основе сетевого партнерства образовательная площадка «Кластер непрерывного казачьего образования» представляет собой группу близких образовательных учреждений казачьего направления подготовки, объединённых для достижения общих целей и задач. При этом они сохраняют юридическую независимость. Кластер включает в себя 52 образовательные организации, в том числе 6 казачьих кадетских корпусов, 8 профессиональных образовательных организаций, 38 общеобразовательных организаций со статусом «казачье». Он образован при поддержке министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Всевеликого войска Донского, Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений области.

Наибольшее представительство в составе кластера среди муниципальных образований Ростовской области имеет Белокалитвинский район: 17 учебных заведений. В их числе – казачий кадетский корпус Матвея Платова и казачий кадетский профессиональный техникум имени Героя Советского Союза Б.И. Быкова. Участники кластера непрерывного казачьего образования заключают договоры о сетевом взаимодействии, сотрудничестве.

15 февраля 2016 г. был заключен договор о целевом приеме на 2016 год между департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области и Донским казачьим государственным институтом пищевых технологий и экономики. Он дает выпускникам казачьих учебных заведений Ростовской области право поступления в институт по квоте целевого приема. Отделение повышения квалификации и переподготовки специалистов института ведёт подготовку казаков по программам «Современные инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в казачьих кадетских корпусах» (для преподавателей и воспитателей казачьих кадетских корпусов), «Психолого-педагогические технологии в образовательном процессе» (для преподавателей вузов и средних профессиональных учебных заведений), «Изучение эффективных моделей государственно-общественного управления образованием в организациях, ориентированных на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества, на региональных площадках» (для руководителей, преподавателей, воспитателей казачьих учебных заведений), «Казаки на службе России», «Психолого-педагогические, методические основы обучения и воспитания учащихся кадетских классов» (для казаков-наставников). Казаки-наставники, обладающие богатым жизненным опытом, получили в институте по программам повышения квалификации ценные теоретические знания, которые теперь передают подрастающему поколению.

«На Дону действительно сформирована и проходит успешные испытания система непрерывного казачьего образования8. Ее первая ступень — казачьи детские садики. Дошколята, естественно, не бьются на шашках, но охотно вырезают их из фольги, а заодно изучают казачью историю, слушают рассказы о героях давно минувших дней и своих отцах-казаках, служащих в горячих точках. А еще дети учатся любить родную природу. В детских садиках «Малыш» станицы Кутейниковской и «Вишенка» Верхнесеребряковской слободы есть такая традиция — в Великую Троицкую седмицу проводить праздник «Сохраним березки — сохраним Россию!» Вместе с главными его героинями — Березкой и Россией — казачата ходят в станичный сквер, любуются белоствольными красавицами, украшают их лентами и загадывают сокровенные желания. Казачьих детсадиков в области уже почти 60. Плюс — 6 кадетских корпусов и еще 200 других учебных заведений, носящих гордое имя «казачьи». Добралось казачье влияние и до вузов.

При Южно-Российском государственном политехническом университете (бывший НПИ), получившем два года назад имя атамана Матвея Платова, образована казачья станица «Платовская». Приписанные к ней студенты сформировали казачью сотню, которая проходит обучение в Военном институте при ЮРГПУ.

«У нас есть договоренность с атаманом Всевеликого войска Донского о присвоении казакам по выпуску из вуза чинов: хорунжего – прошедшим программу обучения офицеров запаса, и урядника – обучающимся по программе «сержант запаса», – рассказывает атаман станицы, заместитель директора Военного института полковник запаса Виктор Корнеев. – Но прежде чем получить звание, студенты-казаки должны пройти обязательную программу дополнительного образования – 72 часа лекций, посвященных истории казачества, казачьему самоуправлению, основам православия, традициям».


Где получить знания по соста- влению грамотных бизнес-планов, по проведению маркетинговых исследований и прогнозированию развития производства? Помочь казачьему сообществу точечно решить проблему нехватки знаний и компетенций в этих вопросах вызвался МГУТУ им. К.Г. Разумовского. В феврале 2013 года в стенах вуза начали работать Высшие атаманские курсы по повышению квалификации и переподготовке представителей казачьих обществ

Систему непрерывного образования казачества, начиная с дошкольного и заканчивая высшим и послевузовским образованием, реализует и Сибирский казачий институт технологий и управления МГУТУ имени К.Г.Разумовского. Сибирский казачий институт технологий и управления – один из российских вузов, осуществляющий подготовку специали стов для пищевой, легкой, нефтехимической промышленности, агропромышленного комплекса9. Обучающиеся в институте получают не только фундаментальные знания, но и практические навыки, позволяющие выпускникам работать на предприятиях легкой, нефтехимической, пищевой промышленности, агропромышленном комплексе, в учреждениях социальной защиты населения, в центрах социальной помощи, в службах занятости, заниматься бизнесом, организуя собственные малые и средние предприятия. Институт реализует программы непрерывной профессиональной подготовки совместно с техникумами и колледжами на основе более двадцати договоров о сотрудничестве. Выпускники ссузов, имеющие среднее профессиональное образование, получают высшее профессиональное образование по индивидуальным учебным планам. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. Кроме того, институт ведёт образовательную деятельность по широкому спектру программ дополнительного профессионального образования по всем уровням и ступеням лицензированных направлений и специальностей подготовки. Данная система образования реализуется в местах прожива- ния казаков на базе учебных учреждений, расположенных в их регионах. В рамках программ обучения среднего профессионального и высшего образования для казачества казакам предоставляются целевые места, финансируемые за счет бюджета на особых условиях. Так реализуется социальная функция, связанная с непрерывной системой обучением казаков.

Казачий компонент в Сибирском казачьем институте технологий и управления органично интегрирован во все виды деятельности – учебную, научную, воспитательную. С 2014 года в учебных планах СКИТУ внедрено семь дисциплин с углубленным изучением казачьей культуры, истории и духовно-нравственного воспитания. К чтению лекций по дисциплине «Основы христианской психологии» привлечены представители Омской Митрополии.

Урал также является одним из лидеров в развитии системы казачьего образования, в которую входят общеобразовательные школы с казачьим кадетским компонентом, кадетские корпуса, учреждения дополнительного образования10. Здесь особую роль в сохранении культурной идентичности казачества и в освоении подрастающим поколением традиционных ценностей отводят музыкальной культуре. Казачья народная песня – уникальный по силе воздействия феномен. В военных походах она объединяла, снимала страх, психически расковывала казаков, поднимая их боевой дух. В быту музыка влияла на организацию всего строя повседневной жизни казачества, являлась формой народной памяти, средством сохранения и передачи бытовой культуры и боевых традиций казачества.

В процессе освоения музыкальной культуры казачества происходит объединение казаков-кадет, формирование человеческой общности. А это содействует самоотождествлению казаков-кадет с культурными образцами казачества. Музыкальная культура способствует межличностному (передача эстетической, этической, социальной, исторической информации на всех уровнях – от межиндивидуального до уровня поколений) и внутриличностному общению казаков (внутренний диалог).

Приобщают казаков-кадет к музыкальной культуре и традициям в Свердловской, Челябинской, Оренбургской областях, Пермском крае: здесь создаётся культурно-образовательная среда, как это было в историческом прошлом, когда культурная идентичность формировалась с младенчества всем укладом жизни. Согласно современным исследованиям в области педагогики, психологии и культурологии, факторами, влияющими на становлении культурной идентичности, являются особенности культурной, этнической социализации в семье, школе, ближайшее окружении, особенности этноконтактной среды, интенсивность влияния и степень погружения в этническое поле, культурную среду. Эта концепция служит основой модели и методики обучения казаков-кадет в учебных заведениях и классах с казачьим кадетским компонентом11.

Пытаясь занять достойное место в нынешнем государственном раскладе, казачество нередко ощущает острую нехватку знаний в области государственного и экономического управления. Где получить знания по составлению грамотных бизнес-планов, по проведению маркетинговых исследований и прогнозированию развития производства? Помочь казачьему сообществу точечно решить проблему нехватки знаний и компетенций в этих вопросах вызвался МГУТУ им. К.Г.Разумовского. В феврале 2013 года в стенах вуза начали работать Высшие атаманские курсы по повышению квалификации и переподготовке представителей казачьих обществ. Был задействован преподавательский состав потенциал вуза и приглашённые специалисты.

Приглашать на обучение атаманов, живущих далеко от Москвы, нецелесообразно, поэтому дополнительно организована интернет-трансляция лекций «Государственное и муниципальное управление» в Ростовский регион и Волгоградскую область для Всевеликого войска донского, в Самарскую и Ульяновскую область для Волжского войска, в Краснодарский край для Кубанского войска. Среди обучающихся – атаманы хуторских, станичных, городских, окружных войсковых казачьих обществ. Таким образом, высшие атаманские курсы стали вершиной образовательной вертикали казаков.

  1. Водолацкий В.П. и др. Концепция Донского казачьего университетского комплекса на базе ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) // Непрерывное профессиональное образование казачества: содержание, перспективы организации: сборник научных и учебно-методических работ / Юж-Рос. гос. тех ун-т (НПИ). Новочеркасск: ЮРГТУ, 2012. С. 21.
  2. Кашина Н.И. Музыкальное образование с казачьим кадетским компонентом в учебных заведениях Урала // Сибирский педагогический журнал. Новосибирский государственный педагогический университет. 2014. № 4. С.53.
  3. Водолацкий В.П. и др. Указ.соч. С. 22.
  4. Кашина Н.И. Музыкальное образование… Там же.
  5. Белокалитвенский район подводит итоги. И.Н. Серяков, С.С Мирнофф. Информационный портал kalitva.ru от 25 января 2012 года.
  6. Казарезов Игорь. «Слава Богу, что мы казаки» // Парламентский вестник. №3 (28). Март. 2012
  7. Казачье образование: непрерывно, актуально, содержательно// Академия: Еженедельник науки и образования Юга России. 2016. №11. 26.03.2016.
  8. Жизнь недетская кадетская // Культура. 2 июля 2016.
  9. Прозорова И.А. Реализация казачьего компонента в Сибирском казачьем институте технологий и управления // Всеросс. научно-практич. конф. с междунар. участием «Актуальные вопросы реализации стратегии развития гос. политики РФ в отношении российского казачества: Сб. материалов конференции 18 декабря 2014г.
  10. Указ соч. С. 54.
  11. Там же. С. 57–58.