казачий ансамбль

Своеобразие бытового уклада казачества обусловило характер устно-поэтического творчества. Самым распространенным фольклорным жанром у казаков является песня. В песенном фольклоре преобладали трудовые песни, коротенькие припевки шуточного или сатирического характера, исполнявшиеся во время полевых работ. Они отвлекали от тяжелой монотонной работы, и их мелодия обладала своеобразным ритмом. Существовала у казаков и масса обрядовых песен: игровые, плясовые и хороводные.

Традиции хорового пения имеют глубокие корни. Широкому бытованию песни способствовала совместная жизнь в походах и на сборах, выполнение сельскохозяйственных работ всем «миром». Песенный репертуар составляют, в основном, историко-героические песни, связанные с конкретными событиями, а также те, которые отражают военный быт. В последние два десятилетия традиционная культура, фольклор в широком смысле все активнее превращаются в одну из базовых национальных духовных ценностей, без утверждения и поддержки которых нельзя рассчитывать и на решение задач патриотического воспитания и, в целом – на эффективное гражданское обустройство страны. Традиционная культура (а песенная культура казачества – исторические, обрядовые, трудовые, строевые, лирические, шуточные, плясовые, колыбельные песни – её часть) переживает в наши дни ренессанс. Очевидна её фактическая незаменимость, уникальность как средства сохранения культурного и духовного многообразия народов.

Размышляя о природе интереса к традиционной культуре, директор Государственного республиканского центра русского фольклора Роскультуры России А.С.Каргин писал: «…традиционность есть базовый элемент и основа организации духовной жизни этноса, ее ценностное ядро, фактор реальной социальной и гражданской стабильности в обществе. Осознание этого не было простым. До сих пор на нем лежат черты болезненности, ибо всем ясны масштабы порушенного, уничтоженного, погибшего в культурных традициях России не только под влиянием времени, но и по прямому политическому и идеологическому недомыслию, по причине революционного ража некоторых высших чинов государственной власти. Идеология пролеткульта, попытки любыми путями уничтожить, вытравить сложившиеся формы духовной жизни — тому подтверждение. Сегодня очевидно, что в самом явлении традиционности заложены гуманистические, нравственно-эстетические потенции такого масштаба, которым под силу решение принципиальных вопросов современности — от формирования национальной ментальное до решения крупнейших социальных проектов, каковым и является возрождение казачества как самобытного русского субэтноса. [...] проблемы накопились острые, кричащие ...после семидесяти лет исторического и национально-этнического беспамятства, игнорирования национально-культурных традиций, грубого отторжения народов России, в том числе казачества, от их привычных национальных истоков жизни и культуры. У казачества этот «букет» может быть дополнен трагическими фактами, связанными с коренной ломкой всего уклада жизни, навязыванием инородных, несвойственных казачьей ментальности художественных традиций, нарушением естественных форм их поддержания, и особенно развития, реконструкции, включения в этот процесс подрастающих поколений. Все это известно под названием расказачивания. Сегодня, кажется, имеется главное. В общественном сознании становится аксиоматичной мысль о том, что без опоры на традиции, традиционную культуру не восстановить базовых национальных традиций, полуразрушенного этнического самосознания»1. Медленно, но неуклонно создается общенациональная система возрождения культуры казачества. Это проявляется в активной деятельности фольклорных ансамблей, кружков, небольших культурно-национальных объединений, любительских по существу, созданных повсеместно из числа наиболее талантливой и художественно-образованной молодежи, будоражащих общественное сознание, демонстрирующих возможности и уникальность традиции, формирующих позитивное отношение к национальной культуре. Казачья культура — это многоцветье казачьих культур, представляющих уральскую, донскую, кубанскую, сибирскую, дальневосточную особенности. Каждая из них встраивается еще и в региональную традицию — южнорусскую, сибирскую, уральскую, волжскую и т.д.


Музыка и песня – самый пря- мой путь сохранить и передать будущим поколениям всё многовековое культурное и ду- ховное наследие народа. Одной из форм пропаганды традиций казачества является практическое освоение казаками фольклорно-этнографическо- го наследия в рамках деятельности казачьих обществ, военно-исторических клубов, землячеств в городах России

Казачество всегда было явлением, которое оплодотворяло духовную жизнь в России. Ведь среди казачества был не только русский и украинский этнос, но огромное количество мордвы, татар, ногайцев, башкир, калмыков, народов Сибири и Дальнего Востока. Только с учетом этого фактора можно говорить об межэтничности казачьей культуры. Казачья традиционная культура требует своего переосмысления прежде всего под углом зрения ее как средства возрождения самого казачества. В противном случае, выдергивая традиционную культуру из контекста общекультурных процессов, из контекста общенациональной культуры, мы тем самым локализуем ее значение, превращаем в маргинальное образование. Не такова была роль казачества в России. Она всегда была явлением, которое оплодотворяло многие страницы духовной жизни россиян. При этом специалист в области фольклора А.С. Каргин в своей вышеобозначенной статье предупреждает о серьёзной опасности. «Фольклорные ансамбли казачьей песни возникли даже там, где казаки никогда не проживали. Какую традицию они представляют? Многие ансамбли ограничиваются показом формальных приемов владения саблей, костюмами неопределенной казачьей принадлежности. Мне доводилось слышать и читать в печати о таких ансамблях как о ряженых. Проблема, думается, в том, что вместо пропаганды подлинной казачьей культуры мы культивируем ее формальные образцы, наиболее бросающиеся в глаза в зрительском отношение. Пение, игра с саблями, танцы — это зрительский вариант культуры. В этих явлениях сокрыт этнический код, этническое самосознание, этническая самоидентификация. Так воспринятая и понимаемая культура обеспечивает и нормальный воспитательный эффект. Можно не петь казачьих песен, не плясать на сцене казачьих плясок, не носить папаху или бекешу, а быть подлинным казаком, защитником своего народа, патриотом, державником. Воспитание такой личности — задача архитрудная, строящаяся на глубинном прочтении текстов и смыслов этой культуры».

Музыка и песня – самый прямой путь сохранить и передать будущим поколениям всё многовековое культурное и духовное наследие народа. Одной из форм пропаганды традиций казачества является практическое освоение казаками фольклорно-этнографического наследия в рамках деятельности казачьих обществ, военно-исторических клубов, землячеств в крупных городах России. Число фольклорных ансамблей значительно возросло. В содержании деятельности ансамблей выделяются два направления: ориентирующиеся на аутентичное (то есть близкое к подлинному) и на стилизованное исполнение казачьих песен, воспроизведение ритуалов, пляски и европейских танцев.

Первое представлено такими уникальными ансамблями, как «Старина» (станица Кумылженская) и «Бузулук» (город Новоаннинск). Эти коллективы, включающие коренных жителей станиц и хуторов, стремятся к глубинному постижению казачьих певческих традиций, ведут просветительскую и собирательскую работу. Несмотря на то, что они существуют в «глубинке», их высокое исполнительское искусство хорошо известно по всей России как благодаря многочисленным поездкам, так и распространению аудиозаписей.

Ко второму относят филармонические коллективы Ростова-на-Дону м Волгограда: Государственный ансамбль песни и пляски донских казаков, Государственный ансамбль песни и пляски «Казачья воля», «Казачий круг», ансамбль песни и пляски «Лазоревый цветок». Главной задачей таких ансамблей является создание театрализованных представлений, красочных шоу, на материале казачьего фольклора. Оба направления унаследованы от предшествующих эпох. Они сложились в ходе более чем векового поиска адекватной формы адаптации традиционной культуры к новым условиям.

В различных областях казачьего наследия предприняты опыты реконструкции: ансамблем «Русская музыка» – песенного репертуара; федерацией казачьей воинской культуры «Задонщина» – боевых искусств. Реконструкция осуществляются с учётом современных научных достижений в соответствующих областях знания.

Народные ансамбли «Казачий курень», «Донцы», «Лазоревый цветок», «Вольная станица», сохраняющие культурные традиции казачества, исполняют казачьи песни и танцы не только на родине, но и гастролируют по всему миру. Они добились всеобщего уважения. На каждый концерт казаков приходит много людей разных возрастов. Концерты проходят под сопровождение оркестра народных инструментов. Однако некоторые песни казаки исполняют без музыкального сопровождения. Казачья песня – многоголосая, распевная, сопровождается притопыванием, прихлопыванием, присвистом. На концертах исполняются народные казачьи танцы. Артисты одеты в народные казачьи костюмы: форменные чекмени, кафтаны из синего сукна, шаровары с алыми лампасами, высокие сапоги, фуражки, папахи. На поясной портупее висят шашки. Женщины на голову повязывают цветастые платки. Костюмы состоят из широких длинных юбок и тонких кофт. Все концерты представляют собой яркое красочное зрелище и надолго запоминаются.


Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для ис- полнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков сближается с региональными очагами юга России

В 80-е годы XX века возникло мощное движение по изучению и возрождению донской песенной традиции. Силами любителей и энтузиастов казачьей культуры, а также профессионалами-исследователями, фольклористами в музыкально-этнографических экспедициях ведется сбор, фиксация и изучение народнопесенного наследия донских казаков Волгоградской и Ростовской областей. В таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону стали образовываться молодежные фольклорные ансамбли, исполняющие традиционный казачий фольклор. Среди таких ансамблей следует отметить существующий более 10 лет мужской коллектив «Казачий круга (Москва), очень яркий и самобытный ансамбль «Станица» (Волгоград), ансамбли Ростова-на-Дону «Горница», «Вольница». Учителями таких коллективов стали аутентичные ансамбли станиц Усть-Бузулукской, Букановской, Голубинской, хуторов Яминского, Дурновского, Деминского Волгоградской области, хуторов и станиц Ростовской области, Краснодарского края. В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре донских казаков мы можем, с одной стороны, найти много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой, а с другой стороны, выделить черты, присущие только донской казачьей песне. Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков сближается с региональными очагами юга России. В то же время пению донских казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содер- жания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице, или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины. Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко. Следует отметить наличие в местном репертуаре героического эпоса в многоголосном хоровом распеве. Свадебный обряд у казаков по основным компонентам очень схож со свадьбой южнорусской традиции. Сформировался этот обряд в относительно позднюю историческую эпоху (в период реформ Петра Первого), испытал сильное воздействие украинского фольклора (особенно это проявляется в низовье Дона, в регионах, граничащих с исконными поселениями украинцев). Хороводные песни, которые и в настоящее время еще бытуют в казачьей среде, говорят об относительной сохранности этого пласта фольклора. В силу исторически сложившегося быта станиц, преимущественно воен- ного образа жизни казаков, слабо представлена земледельческо-календарная обрядность и сопровождающий ее песенный фольклор. В большинстве районов исконного расселения казаков обряды, связанные с уборкой урожая и окончанием сельскохозяйственных работ, неизвестны вовсе. Мы имеем лишь отрывочные сведения о существовании на Дону элементов земледельческо-календарной обрядности. В песенной традиции донских казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора Дона. Широкораспевные внеобрядовые песни называют в народе по-разному: «вилючими», «старыми», в том числе и «протяжными». Все эти определения относятся обычно исполнителями к песням одного и того же музыкально-поэтического склада, хотя они имеют функциональные различия. В ряде мест, в том числе и в традиции донских казаков, «протяжной» называют иногда всякую старинную песню, притом не всегда медленную. Для протяжных песен характерно, прежде всего, лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм. На уровне содержания музыкального – большие развёрнутые композиции, где главную формообразующую роль выполняет не просто мелодия, а мелодия широко распевная, объёмная.

Чтобы ощутить колорит души казака, нужно послушать кубанский казачий хор. Кубанский казачий хор – один всемирно известных брендов русской народной культуры и едва ли не старейший коллектив России. Он возник в 1811 году из казаков российского юга – вольных поселенцев вдоль реки под названием Кубань. Землепашцы и воины, они защищали южную границу Российской империи. Художественный руководитель кубанского казачьего хора Виктор Захарченко говорит: «Кубанский казачий хор изначально был образован как хор церковных певчих в Кубанском казачьем войске. Поэтому этих казаков называли и называют в России православными рыцарями, защитниками Отечества и веры».

Кубанский казачий хор – это не только певческий ансамбль. Это и большая танцевальная группа, и народный оркестр, что позволяет коллективу создавать интереснейшие концертные программы. Они особенно привлекательны тем, что представляют культурные традиции разных российских регионов, ведь казаки жили и на Урале, и на Северном Кавказе, и в центре России. По мнению главы Российского фонда культуры, известного российского режиссера Никиты Михалкова, «Кубанский казачий хор – это величайшее достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России». Наиболее развитым и функционально разнообразным на Кубани является песенный жанр.

Среди казачьего населения были популярны исторические, военно-бытовые, строевые песни. Военно-бытовые песни, чаще протяжного характера, повествовали о походах и разлуке с семьей, о верном спутнике казака – его коне. В качестве строевых песен часто использовались исторические, военно-бытовые, а также шуточные и плясовые песни. Многочисленными были песни бытовые. Тематика их была чрезвычайно разнообразна.

Ансамбль традиционной песни астраханских казаков образован в марте 2012 года на базе министерства культуры Астраханской области. В составе ансамбля 14 человек (возраст 17–50 лет) – студенты, выпускники, преподаватели Астраханского колледжа культуры и Астраханской консерватории. Коллектив состоит из хоровой и инструментальной групп. Всех объединяет общее дело – желание глубокого изучения и возрождения традиционной песенной культуры родного края. В репертуар ансамбля входят традиционные песни астраханских казаков, фрагменты семейно-бытовых обрядов, танцы, игры, инструментальные наигрыши: «Не для меня», «Дурновские казаки», «Как щука и карась», «Зык на зорьке соловья», «Ты прости, милая», «Ой, на горе дождь», «По тем доскам», записанные в этнографических экспедициях по селам АО. Ансамбль исполняет песни различных жанров — это протяжные песни, мужские походные и строевые песни, женская лирика и романсы, а также плясовые и шуточные песни астраханских казаков. Особое место в репертуаре коллектива занимают местные трудовые рыбацкие песни и припевки. Под протяжную песню участники коллектива ловко плетут рыболовные сети, а под задорные частушки играют на балалайке и пляшут кадрили. Всесторонне изучается традиционная культура казаков Астраханской области.

Ансамбль традиционной песни астраханских казаков ведет активную исследовательскую работу по сохранению и возрождению традиционной русской народной культуры. В связи с этим, участники ансамбля неоднократно принимали участие в фольклорных экспедициях по Астраханской области с целью записи, расшифровки и дальнейшего изучения традиционного музыкального материала. Результаты исследования применяются в творческой деятельности. Песни, записанные в фольклорных экспедициях, звучат в репертуаре ансамбля, коллектив активно пропагандирует традиционную музыкальную культуру родного края.


Особое место в репертуаре коллектива занимают местные трудовые рыбацкие песни и припевки. Под протяжную песню участники коллектива ловко плетут рыболовные се- ти, а под задорные частушки играют на балалайке и пляшут кадрили. Всесторонне изучается традиционная культура ка- заков Астраханской области

Песни в исполнении ансамбля звучат не только на городских и областных площадках, но и далеко за их пределами. В июле 2012 года ансамбль стал участником всероссийского фестиваля казачьей культуры в селе Кумылга Волгоградской области; в августе – участником выставки в г. Канны (Франция), в ноябре – международного фестиваля фольклорных казачьих коллективов «Покрова на Дону» в Ростове-на-Дону, в марте 2013 года – на международной выставке в Москве. За первый год существования, в активе коллектива есть и победы на конкурсах: в сентябре 2012 года – Лауреат 1 степени Всероссийского фольклорного фестиваля-конкурса традиционной казачьей культуры «Станица» в Волгограде, а в ноябре 2012 года – Лауреат всероссийского конкурса «Лейся, казачья песня» в Москве и др.

Ансамбль «Казачий Круг» является одним из лучших мировых коллективов исполнителей традиционной казачьей песни. Созданный в 1987 году Владимиром Скунцевым коллектив объединил людей живущих народной культурой – музыкантов и этнографов, писателей и мастеров народных ремёсел (профессионалов и любителей). Ансамбль с успехом гастролировал в разных частях мира – Европе, Австралии, Южной Америке. С конца 1980-х годов ансамбль проводит регулярные этнографические экспедиции. Бесценный материал, собранный в них за эти годы, стал основой репертуара «Казачьего Круга». Ансамбль стал лауреатом множества музыкальных и просветительских премий, конкурсов и номинаций. Самой ценной из них коллектив считает звание лауреата «Международной Премии Имперской Культуры имени Эдуарда Володина». В программе коллектива – песни донских, терских, кубанских казаков и казаков-некрасовцев.

Казачий ансамбль «Вольная Русь» изучает казачий фольклор и занимается его сценическим воплощением. В репертуаре – песни донских, кубанских, терских и сибирских казаков, а также инструментальные наигрыши. Огромное внимание фольклорный ансамбль уделяет казачьим пляскам, в том числе боевым. Особое место занимает шашечная фланкировка (танец с саблями). Наряду с этим большое внимание уделяется казачьей одежде, форме.

Помимо концертной деятельности «Вольная Русь» принимает участие в различных фестивалях и является лауреатом всероссийских и международных конкурсов. В 2012 г. ансамбль стал обладателем Гран-при на фестивале «Казачий круг» (г. Москва), а в 2013-м – Гран-при фестиваля-конкурса «Хранители наследия России» (г. Красногорск).

Московский фольклорный ансамбль «Живая Русь» Союза казаков России – коллектив певцов и музыкантов, влюбленных в русскую народную песню. Организован в 1996 году. Репертуар коллектива обширен. В первую очередь это песни Верхнего и Нижнего Дона, терских, кубанских казаков. Это лирические, протяжные песни, походные, строевые, исторические, плясовые, частые, шуточные, романсы, а также популярные казачьи песни, так полюбившиеся народу: «Любо, братцы, любо», «Из-за острова на стрежень», «По Дону гуляет казак молодой», «То не вечер», «Распрягайте хлопцы коней» и др. В музыкальном багаже ансамбля есть также спектакли – обряды к календарным русским праздникам: обряд «Масленица», обряд «Рождества» с масками, пением колядок, духовных стихов, а также великолепный старинный обряд Русской свадьбы с выкупом, девичником, сватовством и рукобитием. Ансамбль казачьей песни и танца «Гуляй, душа» основан в 2010 году. Фольклорный казачий ансамбль является структурным подразделением Центрального казачьего войска. Полный состав фольклорного ансамбля – 10 человек, все выпускники музыкальных вузов Москвы. В репертуар ансамбля казачьей песни и танца входят: песни кубанских, некрасовских и донских казаков, русские народные и украинские народные песни. Изюминка выступлений ансамбля – фольклорное театрализованное (интерактивное) представление свадебных обрядов, Рождества и масленицы. Московский казачий ансамбль «Русская воля» – хоровой коллектив талантливых певцов и музыкантов, в составе которого лауреаты всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В репертуаре ансамбля полюбившиеся всем донских, кубанских, терских, сибирских казаков, а также известные русские народные и украинские песни разных жанров (походные, плясовые, шуточные, лирические и др.), в том числе былины и частушки. Выступления коллектива дают возможность зрителям и слушателям насладиться настоящими казачьими песнями, плясками, поучаствовать в традиционных играх и забавах, увидеть старинный свадебный обряд выкупа невесты, познакомиться с элементами рукопашного боя, а также увидеть трюки и виртуозную работу с боевой шашкой. Московский казачий ансамбль отличается от других фольклорных ансамблей тем, что коллектив старается сохранить и передать архаичное хоровое звучание народных песен и в то же время адаптировать его для современного слушателя путём смешивания с современным ритмом и аранжировкой. Кроме того, подлинное звучание достигается благодаря широкому применению целого ряда старинных народных инструментов – таких, как гармонь, балалайка, гитара, гусли, лира, окарина, рожок, бубен, барабан и др.


Это команда единомышленников заинтересованных в развитии и укреплении традиционной русской культуры, в частности в развитии песенной традиции казаков. Одна из главных задач коллектива – донести до слушателя энергетику традиционного народного пения, переплетая народное звучание с современной аранжировкой. При этом общее звучание должно быть оригинальным и непохожим на ис- полнение множества других коллективов

Фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Станица» является подразделением государственного образовательного бюджетного учреждения Культуры высшего профессионального образования «Волгоградский государственный институт искусств и культуры». Ансамбль образовался в 1981 году на базе Волгоградского государственного университета. Участники ансамбля занимались и занимаются собиранием уникального музыкально-этнографического материала (песни, танцы, обычаи, традиции донских казаков). Они часто выезжают в фольклорно-этнографические экспедиции по хуторам и станицам Волгоградской области. Собранный материал впоследствии становится репертуаром коллектива. С 1992 года ансамбль «Станица» принадлежал к Волгоградскому филиалу Самарской государственной академии культуры, а с 2000 года работает на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» (ГОБУК ВПО «ВГИИК»). На протяжении последних лет ансамбль принимает участие в тематических концертах, посвященных песенной культуре донских казаков: «Защитникам Отечества посвящается» (исторические песни), «Разродимая сторонка», «Песни Великого Поста», «Песни Тихого Дона», «Мы сражались в родном Сталинграде» (2010 г.), «Донские зарисовки», «Праздничный, игровой фольклор казаков Дона», «История России в песенной культуре казаков Дона». Ансамбль «Станица» – Обладатель ГРАН ПРИ I Международного конкурса исполнителей этнической музыки (2002, г. Москва), ГРАН ПРИ VIII Всероссийского конкурса Православной музыки «Святая Русь» (2005, г. Волгоград), Лауреат Государственной премии Волгоградской области (2010, г. Волгоград).

Казачий фольклорный ансамбль«Криница» был создан осенью 2013 года. Казачий ансамбль «Криница» не просто группа артистов, это сплоченный коллектив молодых людей, влюбленных в Русскую народную и казачью песню. Это команда единомышленников заинтересованных в развитии и укреплении традиционной русской культуры, в частности в развитии песенной традиции казаков. Одна из главных задач коллектива – донести до слушателя энерге- тику традиционного народного пения, переплетая народное звучание с современной аранжировкой. При этом общее звучание должно быть оригинальным и непохожим на исполнение множества других коллективов.  Помимо пения, артисты мастерски владеют многими музыкальными инструментами, что очень помогает на концертных выступлениях. Инструментарий включает в себя и довольно известные инструменты и среди них гармонь, баян, бубен, ложки, кугиклы2. В июле 2014 года ансамбль принял участие в X Международном фестивале-конкурсе «Радуга дружбы», где стал его победителем.

Ставрополье – звучное имя исконно казачьего края. Слышится в нём и музыка вольного степного ветра, оставляющего привкус седого ковыля и горчинку полыни, и колыбельная матери, и звон покрытых боевой славой шашек дедов и отцов, молодецкая удаль перепляса и задушевность казачьей лирики, искромётность станичной кадрили и безудержный задор частушки. «Двумя синими крылами — Каспийским и Чёрным — машет белый орёл Кавказского хребта, неся в клюве драгоценный камень Ставрополья — с чистыми прожилками рек, рукотворными озёрами, чистым руном лесов, бескрайним золотом полей, крапинками ярко сияющих городов...» — пишет о своей родине ставропольский писатель А.Т. Губин.

История Государственного казачьего ансамбля песни и танца «Ставрополье» ведется с 1981 года. Несколько десятилетий идёт фольклорный поиск по станицам и селам Ставрополья. Истинный кладезь для ансамбля – самодеятельное творчество казаков-некрасовцев. Более двухсот лет прожили на чужбине потомки донского казака Игната Некрасова, одного из руководителей Булавинского восстания, спасаясь от царского преследования, они в 1740 году эмигрировали в Турцию и через века пронесли верность родному языку, обычаям, ритуалам и одежде игнатовских (некрасовских) казаков. В 1962 году группа потомков казаков-некрасовцев, вернувшись на родину, поселилась в Левокумском районе Ставрополья.

В составе ансамбля – более 150 человек, три основных творческих группы: оркестровая, хоровая, балетная. «Ставрополье» – единственный в стране профессиональный творческий коллектив, в репертуаре которого сплетены фольклорные традиции казачьих этнических групп Кубани, Дона, Поволжья, Украины, Северного Кавказа, среднерусских равнин. Артисты рассказывают в танце и песне о прошлом Ставрополья и его сегодняшнем дне. Тут и яркое хореографическое повествование о казачьих учениях – яростных «поединках» новобранцев и сдержанной силе бывалых казаков, в руках которых пика – грозное оружие. Гармонику сменяет горский барабан: черкесский, осетинский, карачаевский – огненный танец бросает вызов казацкому переплясу.

«Ставрополье» – неоднократный лауреат и дипломант международных фестивалей. В 1985 году коллектив стал дипломантом XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, в 1987 году обладателем Большой Золотой медали Всемирной ярмарки в Бухаресте (Румыния), в 2004 году Гран-при Международного фестиваля «Евро-Фолк-Русский остров» в городе Москве, а также международных фестивалей в США (г. Бренсон), Тайвани (город Тайбей), Австралии, Испании, Германии, Новой Зеландии и других странах.

Коллектив активно ведёт работу по воспитанию патриотизма среди школьников края – это новое творческое направление в работе коллектива с молодёжью. Проект ставит целью организацию лекций-концертов «Восхождение к истокам» в образовательных учреждениях края по сохранению и популяризации русских, казачьих национальных традиций и формированию у учащихся представлений о традиционной русской культуре как величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы. За программу «Восхождение к истокам» коллективу была присуждена премия Правительства Российской Федерации в области культуры.

Казачий фольклор и сегодня — не застывший слепок истории, а вечно живой родник духовной силы и богатства народа, времён связующая нить.

  1. Каргин А.С. Традиционная культура казачества. Теоретико-методологические аспекты её сохранения и реконструкции [Электронный ресурс]. URL: zimovaya.ru
  2. Куги́клы (куви́клы, цевни́ца) – духовой деревянный музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты. Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т.д., дном служил узел ствола. В наше время используются пластмассовые, эбонитовые и даже металлические кугиклы. Комплект кугикл обычно состоит из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Верхние, открытые концы инструмента располагаются на одной линии. Поднося их ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки.