казачество в массовой культуре. литература

Казачья тематика нашла свое отображение в творчестве многих литераторов. Социально-общностные черты и личные качества героев литературных произведений отражали сущность казачьего мировоззрения. Писатели создавали образы, в которых воплощали свой идеал понимания казачества, своего рода мечту о человеке вольном, достойном и патриотичном. Если попытаться выделить обобщающие черты казаков – героев литературных произведений, то это: стремление к свободе, воле и верность своему товариществу. Соблюдение этих постулатов казачьего мировоззрения и составляет тот путь правды, который суждено пройти каждому казаку в его земной жизни.

В «Сказании о Мамаевом побоище» упоминаются «неведомые люди воинского сословия, зовомие донски козаци», пришедшие на помощь  московскому князю Дмитрию с иконой Гребенской Божьей Матери, той самой, что ныне называется Донской. В былине «Битва Ильи Муромца с жидовином» рассказывается о противостоянии казачьего пограничья Руси во главе со «старым казаком, атаманом Ильёй Муромцем» Хазарскому каганату в Х веке.

«Основу для литературных произведений составили народные казачьи песни, баллады (думы), эпистолы (знаменитые письма запорожцев турецкому султану, сохранившиеся в нескольких списках), сказки и легенды. Наиболее ярким образцом такого творчества может служить «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков», составленная и записанная в 40-х годах XVII века. Другим фольклорным источником о казачестве служат казацкие думы – своеобразные музыкально-поэтические произведения, исполняемые под аккомпанемент бандуры (кобзы). Думы воспевали подвиги казачества в борьбе с турками и татарами, рассказывали о тяжести турецкой неволи, о бегстве из нее («Втэча трьох братив з Азова», «Маруся Богуславка», «Дума про Байду» и др.) Образы некоторых дум – таких, как Байда, Мамай, Голота, – подобны былинным образам богатырей. В других думах рисуется выдержка и мудрость народных героев («Самийло Кишка»).

Из дум и баллад впоследствии формировался огромный по объему казачий песенный фольклор. Тематика многих исторических песен та же, что и дум: о подвигах казацких вожаков («Ой, на гори тай жэнци жнуть», «Засвисталы козаченькы в похид з полуночи…», «Наш Бакланов удалой»), о тяжкой казачьей судьбе («Ишли два героя с турецького плена», «Ой, на турецькой стороне», «Там, де Ятрань…»). Особое место занимают песни, отображающие реальные исторические события – как, например, «Песня о беседе терских казаков с Иваном Грозным», известная по нескольким спискам. В XVII веке исследователи отмечают первых народных поэтов, – такой, например, была знаменитая Маруся Богуславка. Дочь сотника Полтавского полка, погибшего в борьбе с поляками, Мария Гордеевна Чурай прожила всего двадцать лет, однако сложила множество песен, ставших впоследствии народными: «Грыцю, Грыцю, до роботы», «Засвысталы козаченькы», «Выють витры, выють буйни», «Ой, нэ ходы Грыцю тай на вечорныци».

Удаль, лихость и поэтичность казачьих песен послужили причиной их быстрого и повсеместного распространения, причем восприятие их было настолько полным, что многие из них стали называть русскими народными: «Черный ворон», «Ты воспой, ты воспой в саду соловейка», «Розпрягайте, хлопци , конэй». Устное песенное творчество было присуще социальной общности казачества вплоть до 20–30-х годов XX века»1.

В русском воинском фольклоре казачьи исторические песни составляют две трети всех собранных текстов, начиная с шестнадцатого века. Особую главу в создание художественной литературы о казачестве вписал в конце XVIII века – начале девятнадцатого донской казак, священник и дипломат Алексей Григорьевич Евстафьев. Он, первый русский консул в Бостоне (США), является автором памфлета «Преимущества России в случае войны с Францией», исторических драм «Мазепа – гетман Украины», «Казаки на пути в Париж», «Дмитрий Донской».

Составителем первой летописи кубанских казаков, автором многих рассказов об их жизни и быте был наказной атаман Черноморского казачьего войска, погибший в плену у горцев, Яков Герасимович Кухаренко (1800–1862).

Писатель и учёный Владимир Иванович Даль, автор толкового словаря «Живого русского языка», начинал свою литературную деятельность этот под псевдонимом «Казак Владимир Луганский» – именно он собрал, обработал и опубликовал в первой половине XIX века казачьи сказки, предания, рассказы из истории казачества, создал историко-этнографическое исследование «Уральский казак».

Первым автором, избравшим казаков героями своего произведения, считается украинский поэт Иван Петрович Котляревский (1769–1838).

Значительную славу получил казак Ермак: он оказался героем многих литературных произведений. Разгром сибирского хана Кучума в 1581-1584 годах прославил Ермака: его подвиг был освещен в фольклоре (исторических песнях), в летописях, в литературе. Наиболее ранняя литературная обработка образа Ермака принадлежит тобольскому священнику Л.А. Флоровскому, написавшему в середине 1770-х гг. драму «Ермак». «Слово о Ермаке» является частью поэмы А.Н. Радищева «Ангел тьмы» (1791-1796). Популярным героем Ермак становится в литературе романтизма, чему способствовал сюжет о Ермаке в девятом томе «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (1821). Были созданы: дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» (1822), драматическая трагедия в стихах «Ермак» известного российского философа А.С. Хомякова (1825—26), роман П.П. Свиньина «Ермак, или Покорение Сибири» (1834), драма Н.А. Полевого «Ермак Тимофеевич, или Волга и Сибирь» (1845), поэма П.П.Ершова «Сузге. Сибирское предание» (1838), дума Д.П.Давыдова «О покорении Сибири» 1857—1858). Рассказ Л.Н. Толстого «Ермак» вошел во «Вторую русскую книгу для чтения» (1875), Д.Н. Мамин-Сибиряк написал очерк «Покорение Сибири»(1881), а П.П. Бажова – сказ «Ермаковы лебеди» (1940), ориентированный на детскую аудиторию2.


О казаках Кавказа писали М.Ю. Лермонтов («Казачья колыбельная песня», «Казак»), С. Нечаев («Воспоминание»), К. Рылеев («Наброски поэмы из кавказского военного бы- та») А. Шидловский («Гребенский казак»), Н. Мартынов («Гуаша», «Герзель-Аул»), Е. Хамар-Дабанов («Продел- ки на Кавказе»)

Казаки были и героями произведений А.С. Пушкина: так, казачество отображено в его поэме «Полтава» и повести «Капитанская дочка», а также в стихах – например, «Под буркою казак, Кавказа властелин…». О казаках Кавказа писали М.Ю. Лермонтов («Казачья колыбельная песня», «Казак»), С. Нечаев («Воспоминание»), К. Рылеев («Наброски поэмы из кавказского военного быта») А. Шидловский («Гребенский казак»), Н. Мартынов («Гуаша», «Герзель-Аул»), Е. Хамар-Дабанов («Проделки на Кавказе»). Жизнь слободского казачества описана Гоголем и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». В 1835 году выходит сборник «Миргород» Н.В. Гоголя с повестью «Тарас Бульба». Знаменитый историк Н. Костомаров написал на основании материалов, найденных в Московском архиве юстиции, повесть «Черниговка» – мелодраму времен гетманщины.

Апогеем казачьей темы в первой половине XIX века считается поэзия Тараса Шевченко. Оба издания его знаменитого «Кобзаря» содержат стихотворения и поэмы на казачью тематику: «Думка» («Тэчэ вода …»), «Иван Пидкова», «До Основъяненка», «Тарасова нич», «Гамалия» и множество других. Шевченко отображает образы ре- альных лиц, казачьих вожаков: Тараса Трясила, Ивана Подковы, Гамалеи. Образы сознательно героизированы, их времена автором изображены и воспеты как высшее проявление духа вольности казачьей. Следует особо подчеркнуть специфическую особенность поэзии Шевченко: его стремление возобновить утраченные традиции казачьей вольности, восстать против существующих порядков и возродить «волю». Поэма «Гайдамаки» отображает восстание середины XVIII века. Все образы поэмы отображают авторское представление о казачьей республике, о вольной казачьей жизни и казачьем духе. Казачья тема в творчестве Шевченко, помимо героизма, пронизана глубоким лиризмом, душевностью, многие произведения повторяют формы устного народного эпического и песенного творчества («Думы»), написаны в стиле старинных казацких песнопений и баллад.

Наиболее полно и образно кавказское казачество изображено в повести Л.Н. Толстого «Казаки» (подзаголовок «Кавказская повесть 1852 года»). В повести описана бурная приграничная жизнь кавказского линейного казачества – совершенно особой категории казаков, живших в самой беспокойной местности вдоль границ Большой Чечни в военном поселении.

Во второй половине XIX века образ казачества получил отображение и в европейской литературе – наиболее ярко и профессионально это удалось в романе «Огнем и мечом» классику польской литературы Генрику Сенкевичу. Действие романа разворачивается с 1647 по 1651 год – начальный период войны Богдана Хмельницкого. Фабула романа – в противостоянии двух выдающихся личностей эпохи – Богдана Хмельницкого и Иеремии Вишневецкого.

Роман Г. Сенкевича стал первой книгой исторической трилогии, посвященной истории Польши середины XVII века, и во всех романах («Потоп», «Пан Володыевский») казачеству отведена определенная сюжетная роль и линия. При этом «раскрытие внутренней сущности казачества не имеет себе равных во всей европейской литературе»3.

Далее в статье «Образ казачества в литературе и искусстве» в центре внимания автора – Михаила Кутузова – оказывается период конца XIX века: «В конце столетия появилось множество литературных произведений на казачью тематику, созданных собственно казачьими авторами. Среди них произведения оренбургского казака К. Калачева (поэма «Ермак», песни «За Уралом, за рекой казаки гуляют», «Утром рано весной на редуте крепостном»), донцов Ф. Крюкова (повесть «Казачка», стихотворение в прозе «Родимый край»), А. Кумова (пьесы «Последний из рода Коростомысловых», книга рассказов «В Татьянину ночь»), И. Назарова (поэзия), кубанца А. Пивня (юмористические сборники «Сим кип брэхэньок», «Чорноморськи вытрэбэнькы», «Вэсэла козацька старовына», «Вэсэлым людям на втиху», «Торбына рэготу та смиху»), донца А. Туроверова (сборник «Казачьи досуги», песни «Конь боевой с походным вьюком», «Много лет Войску Донскому»), П. Аврамова (рассказы из казачьего быта), оренбуржца С. Гусева («В стране отцов»). В те же годы появились первые произведения на казачью тематику В. Гиляровского (поэмы «Запорожцы», «Стенька Разин», сборник стихов «Казаки»), А. Попова (Серафимовича), П.Н. Краснова.

Значительный вклад в литературу внёс кубанский поэт и писатель В.С. Мова (печатался под псевдонимами Лиманский, Мигуцкий, Мигурченко). Он писал стихи, поэмы, рассказы, драмы, статьи о литературе, очерки, проявил себя незаурядным филологом, работая над составлением «Русско-украинского словаря». В 1875 году он опубликовал стихотворение «Казачьи кости» к 100-летию разрушения Запорожской Сечи. Крестьянин – хлебороб, нашедший казачьи кости и воинское снаряжение на собственной пашне, задумывается над собственной долей, о славной казачьей старине, вольности и славе. Важное место в его творчестве занимает поэма «В степи», рассказ «Три ветреницы», драма «Старое гнездо и молодые птенцы». В центре драмы — тема распада военно-патриархального уклада жизни черноморского казачества под натиском новых политических и экономических факторов.

Творчество А.П. Чехова оказало сильное влияние на творчество прозаика И.Ф. Косинова, уроженца станицы Абадзехской Кубанского казачьего Войска. Герои его рассказов – обычные станичники, словом и делом утверждавшие идеалы человечности, добра и порядочности. В рассказах «По различным дорогам» и «Уездный врач» кубанский писатель нарисовал портреты станичной интеллигенции, размышляющих о смысле жизни, профессиональном долге и предназначении российской интеллигенции»4.

После революции 1917 года Ф. Щербина и П. Краснов оказались в эмиграции: Ф. Щербина – в Праге, П. Краснов – в Париже. Помимо большой научно- исторической работы, преподавания в вузах, сообщает Михаил Кутузов, каждый из них продолжал свою литературную деятельность. «Так, Ф. Щербина написал в Праге поэмы «Петро Кубанец», «Черноморцы», а П.Н. Краснов создал в эмиграции основную часть своих художественных произведений: 21 роман, очерки и рассказы. Среди них «От двуглавого орла к красному знамени» (переведен на 15 языков), «Амазонка пустыни», «За чертополохом», «Все проходит», «Опавшие листья», «Понять-простить», «Единая, Неделимая», «Ларго», «Выпашь», «Подвиг», «Домой», «Белая свитка», «Цесаревна», «Лава» и другие. Во французской эмиграции создал многие свои произведения талантливый донской писатель П.М. Аврамов (сборники новелл, наиболее известные – «Яровой сев», «Никифор Кощеев», «Ковыльный сказ»), поэт Н. Альникин (сборники поэзии «Рифмованные Кончики», «Сполох»)91. Уральский казак-писатель С. Гусев-Оренбургский редактировал в США журнал «Жизнь», написал несколько романов, наиболее известный – «Страна детей».


В советский период лидером казачьей темы стал Михаил Александрович Шолохов: его роман «Тихий Дон» стал са- мым известным в мире произведением о казачестве. В ос- нове романа – противостояние героев жестоким обстоятельствам смутного времени, когда проявляются как низменные, так и возвышенные порывы души человека. Здесь и люди, идущие на смерть во имя идеи, и готовые убить во имя ее, и мстители за близких

Возникли издательские центры, специализировавшиеся на издании литературы на казачью тематику и группировавшиеся вокруг издательств казачьих газет. Так, редакция газет «Вольное казачество» и «Казак» в Праге и Париже издала несколько книг и брошюр – как научно-популярных, так и художественных: И. Быкадорова «История казачества», сборник «Пять лет Вольного казачества», книга стихов Юрия Гончарова, четыре тома истории казачьей борьбы «Трагедия казачества», И. Буданова «Дон и Москва», Г. Губарев «Книга о казаках»)»5.

В советский период лидером казачьей темы стал Михаил Александрович Шолохов: его роман «Тихий Дон» стал самым известным в мире произведением о казачестве. В основе романа – противостояние героев жестоким обстоятельствам смутного времени, когда проявляются как низменные, так и возвышенные порывы души человека. Здесь и люди, идущие на смерть во имя идеи (Бунчук, есаул Калмыков, Штокман), и готовые убить во имя ее (Подтелков, Михаил Кошевой), и мстители за близких (Дарья Мелехова). Во всей сумятице происходящего только любовь способна спасти человека и сохранить его для жизни, ненависть же губит его – главная мысль романа. О главном герое романа – Григории Мелехове – выдающийся театральный режиссёр Г. Товстоногов отозвался так: «Это мыслящая личность. Ординарный человек с такой ситуации сразу бы стал на ту или иную сторону. Он же хочет понять, на чьей стороне правда. Это казацкий Гамлет. Есть некое родство между этим героем , может быть, лучшей трагедии, написанной в истории человечества, и Григорием, потому что сходен масштаб столкновений каждого из них с окружающей действительностью. Но Григорий Мелехов – это все-таки особый, наш Гамлет. Подкупает честность и искренность его побуждений – он нигде не соврал перед самим собой в своих метаниях»6.

За рубежом роман был воспринят прежде всего как подробная и блестяще написанная эпопея гражданской войны на Дону, как образец литературного стиля казачьего типа. Язык автора, знание мельчайших подробностей происходивших событий, фамилии реальных лиц, перемежающиеся выдуманными персонажами, делают роман уникальным, единственным в своем роде. Первые главы романа вышли в 1928 году, полностью книга – в 1940 году. В полной мере он стал известным после Второй мировой войны, был переведен на многие языки. В 1965 году М. Шолохов за этот роман получил Нобелевскую премию.

Другие произведения М.Шолохова – рассказы, романы «Поднятая целина» и «Они сражались за Родину» – раскрывают образ казака уже в новой, социалистической действительности. События романа ограничены всего одним годом, но переломным в жизни не только казачества, но и всей страны – 1930-м, когда началась всеобщая коллективизация. Главные действующие лица разделены на своих и чужих. Роман погружает читателя в размышления о судьбе российского казачества, прошедшего через тяжкие испытания Гражданской войны и коллективизации, сумевшего выжить и не сломленного.

В тридцатые годы о казачестве писал один из лучших поэтов того периода – Павел Васильев. Его поэмы «Песня о гибели казачьего войска», «Соляной бунт» – реквием сибирским казаком «Горькой линии». Судьба выдающегося поэта, о котором Борис Пастернак писал, что молодой Павел Васильев производил на него впечатление, как молодой Есенин и молодой Маяковский, вместе взятые, окончилась трагически, в 27 лет он был расстрелян, как «подкулачник и враг народа».

Мощные, многоплановые романы о казаках были созданы Иваном Шуховым – «Горькая линия» и «Ненависть»; Василием Балябиным – «Забайкальцы»; Василием Дюбиным – «Забурунный край» (этот роман включался в сороковые годы в школьные программы); Анатолием Ивановым – «Ермак»; Андреем Губиным – «Молоко волчицы»; Анатолием Знаменским – «Красные дни»; Аркадием Первенцевым – «Кочубей»; Виктором Лихоносовым – «Наш маленький Париж».

Разрабатывалась казачья тема и в поэзии. Вслед за Павлом Васильевым стихи и поэмы о казаках писали Дмитрий Кедрин, Борис Куликов, Владимир Цыбин, Борис Примеров, Сергей Королёв, Иван Варавва, Витислав Ходырев, Юрий Беличенко7.

Роман «Даурия» Константина Седых, написанный в 1960-е годы, повествует о революционных событиях в Забайкалье. Главные действующие лица – казак Роман Улыбин, поселковый атаман Елисей Каргин, революционер Василий Улыбин – в своем противостоянии олицетворяют суть жестокой и беспощадной русской смуты, от которой страдают все, но не выигрывает никто.

В оставшейся неоконченной повести Василия Шукшина «Я пришёл дать вам волю» Степан Разин – очень сильная личность, с явно выраженными задатками настоящего диктатора, способного во имя счастья людей – как он его понимает – пустить в распыл всех, кто попытается ему помешать. Собственно дать людям волю – в понимании Разина – это, возглавив страну, навязать им силой его собственное понимание счастья, заставить людей быть счастливыми. «Такая смесь Наполеона и Нагульнова в одном образе была воспринята критикой как крамола, и повесть при жизни автора была издана незначительным тиражом и с большими купюрами. Однако именно В.Шукшин сумел выявить очень специфическую черту казачьей сущности, на которой и построил свое произведение: стремление утверждать свою, отличную от иной, точку зрения не на основе общественного компромисса, а силой оружия, не считаясь с мнением других. Если продолжить мысль Н.Бердяева о казачестве как анархической составляющей российского общества, то в данном произведении казаки выступают как воинствующие анархисты, своего рода бакунисты семнадцатого века»8.

Одним из первых повестей о казаках, изданных в перестроечное время, стала повесть И.Г. Пьянкова «На линии» – из жизни оренбургского казачества. Впервые после революции переиздана повесть Ф. Крюкова «Казачка».

  1. Кутузов М. Образ казачества в литературе и искусстве// Русский Архипелаг. Сетевой проект «Русского мира». [Электронный ресурс]. URL: archipelag.ru
  2. Использованы материалы сайта irkipedia.ru
  3. Кутузов М. Указ. соч.
  4. Там же.
  5. Там же.
  6. Товстоногов Г.А. О постановке «Тихого Дона» // Зеркало сцены. / Сост. Ю.С. Рыбаков. 2-е изд. доп. и испр. М.: Искусство, 1984. Кн. 2. Статьи, записи репетиций.
  7. Латынин В. Казачья тема в художественной литературе. [Электронный ресурс]. URL: www.proza.ru 8. Кутузов М. Указ. соч. [Электронный ресурс]. URL: archipelag.ru