казачество в массовой культуре. кинематограф

В конце XIX - начале XX родилось новое искусство – кинематограф, в котором нашла своё отображение и казачья тема. Один из пионеров российской кинематографии А.К. Федерецкий снял видеофильм «Джигитовка казаков первого Оренбургского казачьего полка» (1896 г.), А. Дранков – документальный фильм «Донские казаки» (1908 г.) и фильм «Стенька Разин» (1908 г.), представлявший собой несколько картин на тему песни «Из-за острова на стрежень». До революции 1917 года было снято несколько фильмов о казаках — в основном это были экранизации литературных произведений: «Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири», «Тарас Бульба», «Любовь Андрия», «Стенька Разин». В 1912 году был снят фильм «Запорожская Сечь», воспроизводивший многие детали быта казаков, а в годы Первой мировой войны – «Подвиг казака Кузьмы Крючкова». После революции режиссер М. Чардынин создал фильм о герое народного эпоса, запорожском казаке Тарасе Трясило. В фильмах С. Эйзенштейна «Мать В.Пудовкина (1927 г.) и Н. Шенгелая «Элисо» (1928 г.) казаки действуют как ударная сила царской власти.

Во второй половине 1930-х годов в советском киноискусстве казак стал образом борца за лучшую народную долю, против эксплуататоров и иноземных захватчиков. Таковы фильмы П. Петрова-Бытова «Емельян Пугачёв» (1937 г.) по одноимённому роману-эпопее В. Шишкова и фильм О. Преображенской и И. Правова «Степан Разин» (1937 г.).

Специфика казачьего быта, особенности поведения и произношения не раз становились основой для комедийных сюжетов. Наиболее заметной работой такого рода является фильм режиссера Е. Червякова «В станице Дальней» (1940 г.): героини фильма – кубанские колхозницы – борются за право участия в маневрах Красной армии.

Образ казака – борца за свободу – был особенно востребован в годы Великой Отечественной войны: «Поход Ворошилова» (1942 г., реж. братья Васильевы), «Богдан Хмельницкий» ( 1941 г., реж. И. Савченко).

В послевоенном кинематографе казак – защитник социалистического Отечества, борец за Советскую власть, дающий отпор иноземным захватчиком: таков образ Ивана Кочубея, борца за Советскую власть на Кубани (1958 г., реж. Ю. Озеров), снятый по мотивам повести А. Первенцева. В фильме «Смелые люди» (1950 г.) также показаны казаки – они легко узнаваемы и воспринимаемы зрителем. В фильме «Кубанские казаки» (1949 г.) режиссёр И. Пырьев использовал казачий колорит для прославления колхозного труда.

В конце 1950-х годов корифей советского киноискусства С. Герасимов экранизировал роман М. Шолохова «Тихий Дон». В начале 1960-х была осуществлена экранизация другого шолоховского романа – «Поднятая целина». В 1972 году режиссер В. Трегубович экранизировал роман Константина Седых «Даурия».

В киноискусстве последних лет казачья тема наиболее полно нашла свое отображение в фильме Е. Краснопольского и В. Ускова «Ермак», который снимался более 10 лет. Съёмки были начаты в СССР в 1986 году, премьера состоялась на ОРТ в 1996 году. Фильм-биография атамана Ермака Тимофеевича представляет собой исторический минисериал, посвящённый завоеванию Сибири.

В 1990 году С. Бондарчук подписал контракт на съёмки совместного советско-английского фильма «Тихий Дон» и снимал его за рубежом. В главных ролях снимались американские, английские, итальянские актеры, язык фильма — английский. С. Бондарчук снимал свой фильм за рубежом, однако в силу ряда юридических обстоятельств утерял свои права на отснятый материал. В 1994 году С. Бондарчук скончался, монтаж картины завершил в 2006 году его сын – Фёдор Бондарчук.

К фильмам на казачью тему, получившим известность и вышедшим на широкий экран, можно отнести такие кинофильмы, как: «Донская повесть» (1964 г., реж. В. Фетин, по мотивам рассказов М. Шолохова «Шибалково семя» и «Родинка»), «Кочубей» (1958 г., реж. Ю. Озеров, по роману А. Первенцева), «Жеребёнок» (1964 г., реж. В. Фетин, по рассказу М. Шолохова), «Казачья быль» (1999 г., реж. Н. Гусаров, историко-художественный фильм), «Казачья застава» (1982 г., реж. В. Живолуб), «Семён Дежнёв» (1983 г., реж. Н. Гусаров, историко-биографическая картина), «Когда казаки плачут» (1963 г., первая и единственная режиссерская работа актёра Евгения Моргунова по раннему рассказу М. Шолохова «О Колчаке, крапиве и прочем»), «Неслужебное задание» (2004 г., реж. В. Воробьёв, по мотивам повести А. Сербы «Наш верх, пластун», о борьбе казачества с фашистскими оккупантами ), «Казаки» (1961 г., реж. В. Пронин, экранизация одноимённой повести Л.Н. Толстого), «Гулящие люди» (1988 г., реж. Илья Гурин, по одноимённому роману А. Чапыгина), «Богдан Хмельницкий» (1941 г., реж. И. Савченко; 2006 г., поз. Н. Мащенко), «Тарас Бульба» (2009 г., реж. В. Бортко).

  1. Использованы материалы сайтов Центра стратегической конъюнктуры conjuncture.ru и «Русский архипелаг» сетевого проекта «Русский мир» archipelag.ru