Значение казачества в разные исторические периоды

На протяжении веков при поступательном движении Русского государства судьбы казачества и государства тесно сплетались, причём, уходя за пределы государственной власти, казаки всё же, волей-неволей, служили государству великую службу. Чем дальше, в степи и таёжные дебри, углублялись казаки, тем настойчивей за вольными казачьими станицами строились царские города, ставились остроги, возводились укрепления

В народной памяти образ казака ассоциируется с воином-землепашцем, бескорыстным в своем служении «Богу, Царю и Отечеству», готовым по первому зову выступить в поход, принять неравный бой, пойти в края неизведанные.

Поначалу это были вольные люди южных степей, затем – служилое сословие Московского царства, позже – Российской империи. Как писал историк А.А.Гордеев в предисловии к своему труду «История казачеств», «отношения казаков с Москвой последовательно менялись: 1) совершенно независимое; 2) несли службу по договору с московскими князьями; 3) служили по присяге; 4) вошли в состав Российского Государства как неотъемлемая ее составная часть»1.

Казачество участвовало во всех войнах начиная с времен царя Ивана Грозного. Столетиями оно служило для государства пограничным стражем: казаки защищали окраины Российского государства от внешних врагов. Границы северо-восточной Руси, приволжских, придонских и приднестровских степей, не защищённые природой и подвергавшиеся набегам Золотой Орды, требовали постоянной обороны. Московские государи в XIV веке считали необходимым иметь постоянную стражу, которая наблюдала бы за передвижением монголо-татар. Всю тяжесть и все превратности борьбы принимало казачество, а плоды казачьих усилий доставались государству. 


Сторожевые казаки посылались далеко вглубь степей, где они устраивали наблюдательные посты. Для этого они пользовались курганами, гора- ми и другими природными возвышенностями, но нередко случалось, что они устраивали также помосты на четырех высоких столбах и насыпали курганы, с которых обозревали лежащую впереди местность на несколько верст. На этих- то сторожевых постах всегда стоял на часах казак «с соколиным взором»

После подчинения Москве княжеств Нижегородского (1392 г.), Муромского и Рязанского (1517 г.) появились линии настоящих укреплений на всём протяжении юго-восточных границ2. Возникает класс служилых людей под именем «городовых» казаков. Они освобождались от всяких повинностей, за службу получали денежное и хлебное жалование, иногда – и наделы земли. Вооружение, лошадей и снаряжение имели своё собственное. Оружие первое время состояло из копий, рогатин и сабель. Форменной одежды установле- но не было – каждый носил ту, что имел. Их обязанность – постоянно быть на службе. Они делились на городовых (полковых), станичных, сторожевых и вожей. Полковые (городовые) входили в состав городовых полков, получавших название по городам, в которых находились. Полки делились на сотни, пятидесятки и десятки. Полками начальствовали головы, впоследствии переименованные в полковники. Сотни управлялись атаманами и сотниками. Каждый полк имел своё знамя и хоругвь, на которой изображался лик Божией Матери и святого угодника, считавшегося покровителем пол- ка. Каждая сотня имела свой значок с изображением святого креста. Городовые каза- ки употреблялись только для защиты городов и отражения неприятелей на границах.

Казаки, станичники, сторожевые и вожи составляли станицы. В обязанности казаков-станичников входило: ездить вглубь степей, наблюдать за движениями татар по степным дорогам, перехватывать языки и доставлять вести воеводам и царю, а в случае нечаянного набега ордынцев – защищать пограничные города. Кроме разъездов в степи, они нередко обязаны были охранять известное пространство и о состоянии его подавать донесения. Сторожевые каза- ки посылались далеко вглубь степей, где они устраивали наблюдательные посты. Для этого они пользовались курганами, горами и другими природными возвышенностями, но нередко случалось, что они устраивали также помосты на четырех высоких столбах и насыпали курганы, с которых обозревали лежащую впереди местность на несколько верст. На этих-то сторожевых постах всегда стоял на часах казак «с соколиным взором». У подножия этих пикетов стояли вооружённые с ног до головы другие его боевые товарищи по сторожевой службе. Для быстрой передачи известий между этими постами они устраивали сообщения в виде летучей почты. Часовой, стоящий на посту, увидев скакавшего казака с известием о появлении неприятеля, сообщал об этом остальным своим товарищам, которые, смотря по обстоятельствам, тотчас отражали неприятеля или давали о том знать на следующие посты. Вольные казаки участвовали в покорении Иваном Грозным Казани (казанцы не раз опустошали русскую землю). Царскую дружину составляли не только стрельцы, но и городовые казаки. Чтобы обеспечить восточные рубежи от вторжения кочевников, Иван Грозный в 1555 году учредил первую русскую стражу вниз по течению Волги, состоящую из городовых казаков и стрельцов. Падение Казанского царства позволило завоевать всё Поволжье и подчинить Башкирию. Под защитой городовых казаков строились крепости, возникали города и слободы, распространялось христианство. Московское правительство противопоставило среднеазиатским конникам волжских и яицких казаков.

В царских грамотах к вольным казакам их называли «оберегателями земли русской и молодцами». Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств.

Казаки служили Царю не только как вооруженная сила: они являлись и первыми дипломатическими агентами, первыми посредниками в международных отношениях Руси с Востоком. Через их руки проходят царские грамоты с Ногаями, Крымом, Турцией и Персией.

С конца XVI столетия между Волгой, Яиком, Камой и Тоболом появляются четыре группы казаков: на севере – исетские (потомки Ермака); на юге – яицкие; на западе – уфимские и самарские. Волжские, яицкие и самарские казаки несли сторожевую и разведывательную службу, посылались вглубь приволжских степей против крымцев, ногайцев и воровских шаек.


Казаки первыми пришли в Си- бирь, после присоединения ко- торой Россия стала не только европейским, но и азиатским государством. За неполные 200 лет казаки проникли за Урал, на Колыму, Камчатку, в Забайкалье и Приамурье, открыли Берингов пролив, обосновали русское присутствие в Сибири и на Дальнем Востоке. Деяния казаков Ермака, Пояркова, Ха- барова, Дежнева позволяют сказать, что у России тоже была эпоха великих географических открытий

«…Значение казачества заключается в охранении окраин Русского государства от нападений соседних народов и в расширении его пределов путем военной колонизаци. Подобная же многотрудная роль выпала на долю и сибирских казаков, предками ко- торых завоевана для цивилизованного мира обширная Сибирь – страна, почти вдвое превышающая европейский материк и сос- тавляющая восьмую часть земного шара»3.

Казаки-первопроходцы позволили России раздвинуть свои пределы далеко на Восток, на берега Тихого океана. В интервью корреспонденту «Вечерней Москвы» доктор ис- торических наук, автор более чем 80 научных работ по истории и этнологии казачества А.В. Сопов отметил: «Казаки первыми пришли в Сибирь, после присоединения ко- торой Россия стала не только европейским, но и азиатским государством. За неполные 200 лет казаки проникли за Урал, на Колы- му, Камчатку, в Забайкалье и Приамурье, открыли Берингов пролив, обосновали русское присутствие в Сибири и на Дальнем Востоке. Деяния казаков Ермака, Пояркова, Хабарова, Дежнева позволяют сказать, что у России тоже была эпоха великих географических открытий. Огромно значение казаков в различных войнах, которые вела Россия. В XIX веке зарубежные военные специалисты казачью конницу оценивали как лучшую в миру легкую кавалерию. Лев Толстой писал в 1870 году, что «вся история России сделана казаками»4. Таким образом, если определить значение казаков в период Средневековья, то можно сказать, что казаки являлись народной самообороной, нацеленной на защиту мирного населения от постоянных набегов вооружённых банд татарского происхождения. Именно эти люди постоянно сталкивались в степи с татарскими воинами, и именно казаки рязанские оказали своему городу услугу в столкновении с татарами в 1444. Для казаков битва на рязанской земле важна тем, что казачество (рязанские казачьи отряды вступили с ордынцами в жестокую рукопашную схватку) впервые упоминается в летописях именно в связи с битвой на речке Листани (ныне – Листвянка). Захватчики были полностью уничтожены: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются – один с тысячею, а два – с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища»5.

После развала единого монгольского государства оставшиеся и осевшие на его территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи, и от появившегося на Руси Московского царства.

В московском государстве XVI и XVII вв. казаки, находясь в составе сторожевой и станичной служб, охраняли пограничные территории от набегов крымских татар и ногаев. В этот период на территории Московского царства стали образовывать казачьи общины («войска́. Старейшим из всех казачьих формирований по официальной версии считается Запорожская Сечь, основанная во второй половине XVI века на территории нынешней Украины.

Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака) и Дальнего Востока. В 1645 сибирский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск. В 1648 сибирский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697–1699 сибирский казак Владимир Васильевич Атласов (1661–1711) исследовал Камчатку.

Казачество являлось универсальным родом вооружённых сил. Хорошо организованные, мобильные казачьи войска, применяли своеобразные тактические приёмы: внезапные набеги, засады, гуляй-города, составленные из повозок. На больших, вооружённых переносными пушками лодках казаки совершали набеги в Турцию и Персию.

В середине XVII века они захватили и четыре года удерживали сильную турецкую крепость Азов. Во времена Петра Великого казаки под предводительством атамана Фрола Минаева одержали первую морскую победу, способствовавшую успеху второго Азовского похода.

Во все времена они считались наездниками, лучшими в искусстве джигитовки, а казачья конница как лучшая в мире легкая кавалерия.


Казаки изумляли своей бесстрашной джигитовкой. Они восхищали ловкость и красотою своего строя, они поражали затейливою игрою заманивающей лавы. Они, по признанию всех иностранцев, видевших их в мирное время, – были единственной в мире неподражаемой и несравненной конницей. Красота их мирного полкового быта, с из глубины ве ков идущими песнями, с лихой пляской, с тесным и дружным товариществом, пленяла

Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях не регламентированным никакими уставами старых, дедовских приёмов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы. Этот наследованный от ордынцев-степняков опыт оказался эффективным при столкновениях с армиями европейских государств.

Особенно отличились казачьи полки в на- полеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М.И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А.П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы».

Без казачьих сабель не обошлась ни одна Русско-турецкая война XVIII–XIX веков. Они участвовали в покорении Кавказа, за- воевании Средней Азии.

«Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» – так гласит старинная казачья поговорка. Его служба по за- кону 1875 года продолжалась 20 лет – начиналась с 18-летнего возраста: 3 года – в подготовительном разряде, 4 – на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 – в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община.

Как пишет духовный наставник Представительства Кубанской казачьей ассоциации в Беларуси М.Ф. Чудаев6, «столетия казаки с оружием в руках отстаивали свою свободу и независимость, защищали своё Отечество от иноземцев и стояли на страже её священных границ. В тяжёлых битвах и испытаниях закалился казачий характер, формировался казачий дух». М.Ф. Чудаев подчёркивает красоту физической подготовки и боевое мастерство казачества, его духовно-нравственную и военно-патриотическую мощь: «Казаки изумляли своей бесстрашной джигитовкой. Они восхищали ловкость и красотою своего строя, они поражали затейливою игрою заманивающей лавы (лава – казачья атака – охват противника с флангов и тыла в конном рассыпном строю). Они, по признанию всех иностранцев, видевших их в мирное время, – были единственной в мире неподражаемой и несравненной конницей. Красота их мирного полкового быта, с из глубины веков идущими песнями, с лихой пляской, с тесным и дружным товариществом, пленяла. «Служить у казаков, служить с казаками было мечтой всех истинно военных людей», – так описывал казаков один из последних донских атаманов и объяснял: «Они сами стали такими. Их закалила в боях на границе история».

Действительно, так и было. Но история свидетельствует и оставляет в памяти народной грозную запорожскую пехоту и перенявших её традиции бесстрашных кубанских пластунов. Побережье султанской Турции и Персии жутко трепетало, когда казаки на своих лёгких острогрудых стругах или чайках выходили в море. И очень редко галеры турецкого султана или персидского шаха могли устоять против казачьих флотилий. Казаки доводили морскую стычку до жестокой и беспощадной абордажной схватки.

Иногда казаки, окружённые многократно превосходящим численно противником, садились в осаду. Вот тогда казаки показывали себя настоящими мастерами минной войны. Искусство иноземных мастеров осадного дела вдребезги разбивалось о казачьи хитрости. Сохранились подробные описания героической обороны Азова донскими и запорожскими казаками в 1637–1642 гг., отвоевавшими его у турок. И действительно, девять тысяч казаков умудрились почти без потерь захватить, а потом удержать и отбиться от 250-тысячной султанской армии. Казаки были природными конниками, они всегда являлись прирождёнными воинами, и им удавалось всё, за что они брались»7.

В своём труде «Казачьи войска. Опыт военно-статистического описания», изданном в Санкт-Петербурге в 1881 году, полковник Генерального штаба Хорошхин отмечает, что казаки постоянно выполняли три задачи: занимали новые, до того пустынные земли, служили проводниками русской колонизации, охраняли занятые ими земли и находящихся на них мирных жителей от нападения кочевых племён, составляли часть вооружённых сил государства и несли службу наравне с регулярными войсками.

Казаки изумляли своей бесстрашной джигитовкой. Они восхищали ловкость и красотою своего строя, они поражали затейливою игрою заманивающей лавы. Они, по признанию всех иностранцев, видевших их в мирное время, – были единственной в мире неподражаемой и несравненной конницей. Красота их мирного полкового быта, с из глубины ве ков идущими песнями, с лихой пляской, с тесным и дружным товариществом, пленяла


Накануне Первой мировой вой- ны в России насчитывалось 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, За- байкальское, Амурское, Уссурийское и два отдельных казачьих полка... На полях сражений Первой мировой войны при- нимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей)

Со второй половины XVII века начался процесс превращения казачьих общин в казачьи войска, что сужало права казачьей автономии. Поэтому казаки нередко выступали против центральной власти, из среды казачества выдвинулись руководители освободительной борьбы – И. Болотников, К. Булавин, С. Разин, Е. Пугачёв. С конца XVIII века началось проведение законодательной регламентации устройства казачьих войск.

Казачьи войска стали получать наименования по названию территории расселения казаков: Запорожское, Черноморское, Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское. Казачество стало военным сос- ловием Российской империи.

В 1835 году были утверждены Положение и штаты Донского казачьего войска, которые позднее были распространены на другие казачьи войска. Каждое казачье войско обязано было выставлять определённое количество конных, пеших и артиллерийских частей, а также команд для несения по- лицейской службы.

Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей)8.

Многие казачьи войска возникали как система мер российской власти по охране ее государственных границ. Об этом прямо указывается в ряде источников. Амурское казачье войско (1860-1918 гг.)9, созданное в Приамурье и Приморье из казаков Забайкальского казачьего войска (Благовещенск-на-Амуре)10, несло пограничную службу с Китаем. В 1889 г. из него было выделено Уссурийское казачье войско. Войско сыграло важную роль в русско-японской (1904–1905 гг.) и Первой мировой войнах.

Астраханское казачье войско, по мнению ряда источников, изначально создавалось для несения сторожевой службы в низовьях Волги и на побережье Каспия, на юго-западной границе России. В начале XX века насчитывало 42 тысяч казаков с семьями. В Первой мировой войне участвовало 3 конных полка, 2 сотни и 1 батарея.

Оренбургское казачье войско образовано в 1748–1755 гг. для обороны Оренбурга11.

1 июля 1844 года Азовское войско получило простое знамя с надписью: «За храбрость и усердие при переправе через Дунай Российских войск в 1828 году, постоянную преданность и отличную службу» (позже стало регалией Кубанского войска). 26 августа 1856 года Азовскому войску было пожаловано Георгиевское знамя с надписью: «За храбрость и примерную службу в войну против французов, англичан и турок в 1853, 1854, 1855 и 1856 годах» (позже стало регалией Кубанского войска)12.

Кубанское казачье войско участвовало во всех войнах, которые вела Россия во 2-й половине XIX - начале XX вв. В 1914 в составе Кубанского казачьего войска было 11 конных полков и 1 дивизион, 2,5 гвардейские сотни, 6 пластунских батальонов, 5 батарей, 12 команд и 1 сотня милиции (всего до 19 тыс. человек). Во время 1-й мировой войны 1914-18 Кубанское казачье войско выставило 37 конных полков и 1 дивизион, 2,5 гвардейские сотни, 22 пластунских батальона, 6 батарей (в 1917-12), 49 различных сотен и 6 полусотен, 12 команд (всего около 90 тыс. человек).

Сибирское казачье войско было образовано в 1808 г. в Западной Сибири и Северном Казахстане для обороны Сибирской пограничной укрепленной линии. В 1916 г. насчитывало 172 тысяч человек В Первую мировую войну выставило 9 конных полков и 6,5 отдельных сотен. В 1920 г. упразднено.

Уссурийское казачье войско было образовано в 1889 г. на базе части Амурского казачьего войска в Приморской области вдоль реки Уссури от Хабаровска до района озера Ханка. Оно несло пограничную, почтовую и полицейскую службу, участвовало в русско-японской войне 1904—1905 гг. В Первую мировую войну выставило конный полк и несколько подразделений (всего свыше 2500 человек). Упразднено в 1922 г.


Во время Второй мировой вой- ны в составе Красной армии сражались 4-й гвардейский Ку- банский казачий кавалерийский корпус, 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус, казачество в составе РККА, конно-механизированные группы, пластунские дивизии, казацкие сотни и отряды ополченцев

После революции 1917 года казачьи войска были расформированы, так как они по большей части приняли сторону белого движения.

Во время Второй мировой войны в составе Красной армии сражались 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус, 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус, казачество в составе РККА, конно-механизированные группы, пластунские дивизии, казацкие сотни и от- ряды ополченцев.

2 августа 1942 года близ станицы Кущевской 17-й кавалерийский корпус генерала Н. Я. Кириченко в составе 12-й Терско-Кубанской, 13-й Кубанской и 116-й Донской казачьих дивизий остановил наступление крупных сил Вермахта, продвигающихся от Ростова на Краснодар. Казаками были уничтожены до 1800 солдат и офицеров, взяты в плен 300 человек, захвачены 18 орудий и 25 минометов14.

С 1943 года происходило объединение казачьих кавалерийских дивизий и танковых частей, в связи с чем образовывались конно-механизированные группы. Лошади использовались в большей степени для организации быстрого перемещения, в бою казаки были задействованы в качестве пехоты. Из числа казачества, 262 кавалериста получили звание Героя Советского Союза, 7 кавкорпусов и 17 кавдивизий получили гвардейские звания15.

3 июля 2008 года Президентом РФ Д.Медведевым была принята новая «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества». Согласно концепции, «казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции».

Таким образом, «казачество до 1917 г. являлось одним из видов поселенных войск, сочетавшим военно-пограничные и территориально-милиционные функции с временной службой в регулярной армии и ведением хозяйства на льготных условиях. Казачество обладало закрепленными в имперском законодательстве и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

В период XVI – первой половины XVII вв. казачество являлось фактически территориальным субъектом, так как сохранялись качества независимого субэтноса. В этот период правовой статус казачества характеризуется определенной независимостью от российского государства при выполнении ряда добровольно взятых на себя обязанностей перед российским государством. Сосредоточение и консолидация казачьих общностей, оформление их в войсковые образования, начиная со второй половины XVII в., были обусловлены расширением и стабилизацией границ Российской империи, так как государство было заинтересованным в создании управляемой силы, обеспечивающей безопасность его рубежей»16.

Основная отличительная черта уклада жизни казаков – профессиональная ориентация на военную службу. Казаки не платили никаких налогов и имели право беспошлинной торговли в пределах территории войска. «За свою вольность казаки выставляли на срочную службу казачьи полки, отдельные сотни и артиллерийские казачьи батареи, которые несли службу наряду с регулярными частями российской армии в ее составе. Репродуктивной основой военной службы являлось общинное казачье землевладение. В правовом оформлении земельных отношений в казачьем войске боролись две тенденции: консерватизм общинных порядков, с одной стороны, и закрепление привилегий социальной верхушки – с другой. Правовой основой формирования личности казака было войсковое право. Войсковое право не имело какой-то внешней формы. Законом считались правовые воззрения, обычаи и выработанные общиной правила. Своеобразие жизни казачьего общества – демократические черты самоуправления, равенство, товарищество, выборность и сменяемость администрации, веротерпимость, общинное владение землёй»17.

Таким образом, казачество служило России. Присоединяло и осваивало новые территории. Охраняло границы. Участвовало в больших и малых войнах.

  1. Гордеев А.А. История казачества. Вступление. [Электронный ресурс]. URL: thelib.ru
  2. История казачества. Предисловие. Цит. по электронному ресурсу. URL: allcossacks.ru
  3. Там же.
  4. Арчаков С. Казаки. Народ или сословие? Кто даст ответ на вопрос о самоидентификации. Интервью с А.В.Соповым. Вечерняя Москва. 2015. 29 июня. [Электронный ресурс]. URL: vm.ru
  5. Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси).   М.: Художественная литература, 1969. С.344.
  6. Чудаев М.Ф. Основы православия в казачьих устоях. Минск: Энциклопедикс, 2010. С. 130.
  7. Чудаев М.Ф. Указ. соч. С. 129–130.
  8. Казачество: происхождение история, роль в истории России. [Электронный ресурс]. URL: klin-demianovo.ru
  9. Иванов Р. Краткая история Амурского казачьего войска. Благовещенск: Тип-я Войскового правления Амурского казачьего войска, 1912.
  10. Эпоев Н. Забайкальское казачье войско. Нерчинск: Тип-я М.Бутина, 1889.
  11. Машин М. Оренбургское казачье войско. Челябинск: Челяб. гос ун-т, 2000. – 191с. ; Стариков Ф. Краткий исторический очерк Оренбургского казачьего  войска. Оренбург: Оренбург. губ. стат. ком., 1890.
  12. По книге О.Агафонова «Казачьи войска Российской империи». [Электронный ресурс]. URL: vexillographia.ru
  13. По материалам Казачьего информационно-аналитического центра. [Электронный ресурс]. URL: kazak-center.ru
  14. Там же.
  15. Копанёва О. И. Казачество и российская государственность (Историко-правовой анализ): автореф. дис. …канд. юридич. наук. СПб., 2003. [Электронный ресурс]. URL: lawtheses.com
  16. Там же.