Новое время

Отношения России и казачества – это постоянная многовековая борьба противоположностей – воли и самодержавия, и, одновременно, притяжение к центру, который для казаков символизировался в православном русском царе, при общности интересов в борьбе с мусульманским Востоком, и отчасти экономической зависимости одних и военной заинтересованности других. 

Феномен Петра I, олицетворяющего реформы России, ломающего до основания боярскую Русь, чтобы построить другое общество, столкнулся с феноменом казачества, представляющее собой нечто третье, особое, не принадлежавшее ни к новому, ни к старому, но чрезвычайно ценное, а потому безоговорочно должное, по мнению царя-реформатора, встать в общий строй государства по своей воле или без нее. Эпоха Петра – перелом истории и России, и «вольных» казачьих сообществ, и казачества в целом. Такой же истиной является и то, что для одних представителей казачества эпоха Петра стала закатом их истории, для других вдохнула новую жизнь, превратив в новое, отличное от всех, государственное сословие.

новые черты старой россии

XVII-XIX столетия занимают особое место в российской истории. Это было время выбора альтернатив цивилизационного развития, поиска Россией своего места в мировом сообществе. Вторая половина XVII века, на которую пришлось правление Алексея Михайловича, интересна, прежде всего, как «допетровская» эпоха, подготовительная к крупным политико-экономическим преобразованиям, социокультурным нововведениями заимствованиям с Запада.

Это было время сосуществования двух культурных течений в жизни российского государства, принадлежавшее как «стародумам» – таким, как первые раскол учители, так и новаторам «западникам» – сторонникам просвещения, иностранных заимствований, торговых и дипломатических сношений с Европой. Целое поколение предшественников Петра выросло и прожило среди борьбы старых понятий с новыми веяниями, и вопрос об образовании и заимствованиях с Запада, по общему убеждению, историков, определенно родился еще при отце Петра I. В этой связи сама личность царя Алексея Михайловича, его психологический портрет и жизненный уклад неоднократно становились предметом исследований многих известных ученых.

При Алексее Михайловиче начался процесс сближения русской и западноевропейской культур. По его распоряжению был организован перевод на русский язык иностранной литературы, трактатов, исторических и научных трудов. Главный итог правления Алексея Михайловича – превращение сословно-представительной монархии в абсолютное и законодательное утверждение крепостничества, как основы хозяйственной и общественной жизни России.

Россия накануне преобразования

В XVII веке становится очевидным заметное отставание России от передовых западных стран. Отсутствие выходов к незамерзающим морям мешало торговле и культурным связям с Европой. Необходимость в регулярной армии диктовалась сложно. В правление Алексея Михайловича в 1654 г. произошло воссоединение Украины с Россией. В XVII веке украинские земли находились под властью Польши. На них стало насильственно вводиться католичество, появились польские магнаты, которые жестоко угнетали украинский народ, что вызвало подъем национально-освободительного движения. Его центром стала Запорожская Сечь, где формировалось вольное казачество. Во главе этого движения стал Богдан Хмельницкий.

В 1648 г. его войска нанесли поражение полякам под Желтыми Водами, Корсунем и Пилявцами. После поражения поляков восстание распространилось на всю Украину и часть Белоруссии. Одновременно Хмельницкий обратился к России с просьбой принять Украину в состав Российского государства. Он понимал, что только в союзе с Россией можно было избавиться от опасности полного порабощения Украины Польшей и Турцией. Однако в это время правительство Алексея Михайловича удовлетворить его просьбу не могло, так как Россия не была готова к войне. Тем не менее, несмотря на все трудности своего внутриполитического положения, Россия продолжала оказывать Украине дипломатическую, экономическую и военную поддержку.

В апреле 1653 г. Хмельницкий вновь обратился к России с просьбой принять Украину в ее состав. 10 мая 1653 г. Земский собор в Москве решил удовлетворить эту просьбу. 8 января 1654 г. Большая рада в городе Переяславле провозгласила вхождение Украины в состав России. В связи с этим началась война между Польшей и Россией, завершившаяся подписанием в конце 1667 г. Андрусовского перемирия. Россия получила Смоленск, Дорогобуж, Белую Церковь, Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Правобережная Украина и Белоруссия по-прежнему оставались в составе Польши. Запорожская Сечь, согласно договору, была под совместным управлением России и Польши. Эти условия были окончательно закреплены в 1686 г. «Вечным миром» России и Польши.

эпоха петра i

Эпоха Возрождения в России начинается с основания Санкт-Петербурга. История новой столицы в первое десятилетие складывалась в высшей степени драматично. Шла Северная война. Однако нация пробудилась, и уже в 1709 году под Полтавой шведы потерпели сокрушительное поражение, а в 1714 на море у мыса Гангут. Если корабли закладывал сам Петр, то город первые десятилетия строил, можно сказать, Доменико Трезини, инженер фортификации и первый архитектор Санкт-Петербурга, разумеется, в большей мере исполнитель воли и планов царя, которые менялись, пока новая столица пунктирно не обрела те линии и доминанты.


Петр I перестраивал казачьи войска, стремясь подчинить их своей самодержавной воле. Гребенское войско было подчинено астраханскому губернатору, а отношения с казаками отныне строились через Военную коллегию. После посещения Петром I казачьей области в 1705 году он осуществил ряд изменений в структуре и быте казаков. Так, в частности, Император отменил су- ществовавший до него запрет на землепашество

Больше всего Петра I занимала мысль о флоте и возможность торговых связей с Европой. Для претворения своих идей в жизнь он снарядил Великое посольство и посетил ряд европейских стран, где увидел, насколько Россия отстала в своем развитии. Это событие в жизни молодого царя положило начало его преобразовательской деятельности. Пер- вые реформы Петра I были направлены на изменение внешних признаков русской жи- зни: он приказал сбривать бороды и велел одеваться в европейские одежды, внес му- зыку, табак, балы и другие новшества в жизнь московского общества, чем поверг его в шок. Указом от 20 декабря 1699 г. Петр I утвердил летоисчисление от Рождества Христова и празднование нового года 1 января. Петр I стремился не просто к установлению всевозможных связей со странами Европы, а именно открыть окно в классическую древность, к общим истокам ев- ропейской цивилизации и культуры, свидетельствует и празднество царя в честь ста- туи Венеры, античной гостьи, впоследствии названной Таврической (Екатерина II, ви- димо, подарила ее князю Потемкину, и она долгие годы находилась в Таврическом дворце, откуда поступила в Эрмитаж). Ре- формы Петра не были заранее продуманными и систематическими. Они проводились в перерывах между походами и другими военными заботами. Во многом реформы были тесно связаны с Северной войной. Только в последние годы своей жизни Петр пытался ввести систему в проведение реформ.

Война со Швецией потребовала гигантского напряжения сил всей страны. Поэтому вся внутренняя деятельность была направлена на удовлетворение прежде всего военных нужд. Война требовала хорошо обученных солдат и офицеров – была проведена военная реформа. Для ведения войны необходимы денежные средства – вводятся все новые и новые налоги, затем – подушная подать. Армии нужно вооружение, обмундирование, провиант – принимаются меры по развитию промышленности и торговли. Для лучшего снабжения армии, строительства крепостей и т. п. осуществляются реформы в области управления страной. В это время царь стал энергично воссоздавать и реформировать армию: проводились новые наборы для вновь формируемых полков, подготовка русских офицеров. Меньше чем за год было отлито свыше 300 орудий, частично из колоколов, снятых с церковных звонниц.

В конце XVII – начале XVIII века гребенское войско выставляло на службу 1000 казаков, половина из них на государевом жаловании. Изменилось отношение к внешнеполитическим действиям Петра I. Если до него казаки на круге решали, как ответить на просьбу Алексея Михайловича, то указам Петра теперь следовали без колебаний. Император соединил в своей политике в отношении Терских казаков поощрения и ограничения.

В этот период Петр I перестраивал казачьи войска, стремясь подчинить их своей самодержавной воле. Гребенское войско, в частности, было подчинено астраханскому губернатору, а отношения с казаками отныне строились через Военную коллегию. И это только один из примеров воплощения в жизнь замысла Петра – перевода гребенских и терских казаков в военное сословие.

После посещения Петром I казачьей области в 1705 году он осуществил ряд изменений в структуре и быте казаков. Так, в частности, Император отменил существовавший до него запрет на землепашество, позднее ввел виноградарство и виноделие.

Основой казачьего мировоззрения, жизненной философии, даже если это и «философия войны», было Православие, причем с примесью языческого мировосприятия, связанного с Высшими силами природы, исходящими от воды и степи.

Петр I не посягал на внешние отличия казачьей жизни, в том числе и на имеющие религиозную подоснову, например, ношение бороды. А внешняя сторона обрядности, как мы помним, была весьма символична для казаков, в отличие от канонических тонкостей самой церковной службы, в которых они особо и не разбирались. Сбривание бороды ассоциировалось среди казачества с мусульманством, в частности с тем, что позволяли себе азовские турки с казаками, попадавшими в плен – «Не позволим никому оскорблять себя! Сии неверные вздумали ругаться над нами: поймав на промыслах казаков, остригают у них бороды и усы». Что касается курения табака, то этот вопрос не вызывал какого-либо неприятия в казачьей среде, ибо это было дело абсолютно добровольное. Для запорожских казаков, а их проживало и на Дону значительное количество во все времена, люлька – курительная трубка, была вовсе предметом ритуальным еще задолго до того, как Петр I стал насаждать табакокурение.

Жизнь казачества, определенная теми внешними условиями, в которых они находились, представляла из себя сплошную войну. Чтобы укрепить южные границы по царскому указу были сформированы Слободские полки: Харьковский, Изюмский, Сумской, Ахтырский, Осторожский.

Несколько слов следует сказать и об участие казаков Дона, Яика и Терека в Северной войне. На первом этапе их численность в составе русской армии весьма ограничена. В 1701  в армии Шереметева, действовавшей в Прибалтике, находится полк Максима Фролова со старшинами Ефремом Петровым и Леонтием Поздеевым численностью в 430 чел. Сведения о наличии этнических казаков в армии Апраксина в Ингерманландии сводятся к 113 запорожцам полка Матвея Темника. К концу 1703 г. численность казаков увеличивается до 3700 чел.  Однако, выяснить, сколько из них приходится на долю «вольного» казачества, а сколько на городовых, т.е. служивых, или слободских казаков, весьма сложно, ибо канцелярии того времени не выделяли и не разделяли казачество среди общей массы иррегулярной конницы, подсчитывая весьма приблизительно количество казаков, татар, башкир, калмыков, смешивая всех вместе.

Из других ограничений казачьей вольницы и демократии следует отметить: отмену общего Войскового круга и введение взамен Круга из станичных атаманов из представителей по два человека от города, запрет на ловлю рыбы в Дону и протоках, запрет на рубку леса, на связи с соседними (народами Поля и ее окраин), отмена права на беспошлинную торговлю (введена еще Иваном IV). Такие ограничения прав казаков Дона, Терека сформировало их массовое недовольство. В частности, это подняло на бунт башкир, вызванный незаконными поборами сборщиков налогов. Восстание ширилось, вовлекало все новые регионы и города: Самару, Астрахань, Вятку, Тобольск, ближайшие территории и горные районы Кавказа. Восстание было подавлено, один из вожаков на Тереке Султан Мурат пленён. Но на этом не закончились выступления казаков и других слоев населения. В 1708 году стрельцы, солдаты, посадские и беглые подняли восстание против усиления насилий местной администрации, чиновников, в частности воеводы Ржевского, введения новых налогов, запрета Петром I на ношение бород и русской одежды. Взбунтовавшиеся собрали в Астрахани народное соб- рание – «казачий круг», и решили конфисковать имущество чиновников админист- рации, отменили введенные налоги.


На этом Петр не остановил свои реформы в казачестве и в ходе подготовки к походу ограничил власть казачьих об- щин на Тереке и подчинил их войско Астраханскому воеводе. Спустя год Гребенское и дру- гие казачьи войска были подчинены Военной коллегии с пос- тоянным денежным и хлебным обеспечением. Изменениям бы- ли подвергнута структура войска и образовано Терско- Кизлярское казачье войско

Фельдмаршал Б.П. Шереметьев подавил восстание и казнил 365 активных участников. Но руководители восстания успели послать письмо и призвать стрельцов го- рода Терки восстать «за веру». Стрельцы Московского пешего полка и часть городовых казаков расправились с посланцем Пет- ра I подполковником Некрасовым, но были арестованы, а большая часть полков была расформирована, выведена из региона и заменена отрядом солдат.

Самым массовым антиправительственным выступлением стал бунт на Дону под предводительством Кондратия Булавина в 1707- 1708 гг. Лозунги восставших: против бояр, воевод. Основу булавинцев составили бег- лые, принятые в казаки, посадские, а также татары и мордва, которые оказали сопротивление отряду князя Ю.В. Долгорукова. Бахмутский атаман разбил отряд малороссийских казаков, охранявших соляные ко- пи, переданные Петром I малороссийцам в их владения. В марте 1708 года атаман ушел с отрядом на Днепр. Восстание ширилось. Булавинцы захватили ряд уездов Левобережья Днепра и Слободские, Черкесск. Казнь атамана Л. Максимова старшин, имущество и казна Церкви поделены между повстанцами. Булавин был избран Войсковым атаманом. Развивая восстание, Кондратий Булавин при поддержке запорожских, кубанских казаков, а также раскольников, скрывавшихся в этих регионах, взял, Саратов, разгромил Сумской полк и осадил крепость Азов. Но восстание было подавленно после того, как старшина казачества Дона, вначале поддерживавшая Булавина, расправилась с атаманом. Русская армия разбила запорожцев, разрушила Сечь. Некрасовцы бежали в Закубанье, другие – укрылись в Запорожской Сечи.

Петр I воспользовался разгромом восстания Булавина и практически уничтожил казачью демократию – выборность атаманов, запретил проведение кругов. Ввёл должность Наказного атамана. Но, понимая, что необходимо смягчить эти непопулярные среди казаков меры, разрешил приостановить введение запрета на ношение бороды и традиционной казачьей одежды.

Гребенским казакам пришлось покинуть своим места и переселиться на левый берег Терека. В результате переселения они освоили линию обороны из пяти станиц.

На этом Петр не остановил свои реформы в казачестве и в ходе подготовки к походу ограничил власть казачьих общин на Тереке и подчинил их войско Астраханскому воеводе. Спустя год Гребенское и другие казачьи войска были подчинены Военной коллегии с постоянным денежным и хлебным обеспечением. Изменениям были подвергнута структура войска и образовано Терско-Кизлярское казачье войско.

Турецкая империя готовила нападение на Северный Кавказ при помощи горцев. Чтобы реализовать свой план первое нападение осуществили крымские татары и кубанские кочевые. При этом на острие атаки были Терско-гребенские казаки. Набеги совершали постоянно на прибрежные городки, город Терку, во время которых убивали, грабили, жгли дома. Потери были ощутимые. По информации астраханского губернатора только за два года (1720-1721 гг.) русских было убито 134 человека, часть из них попала в плен.

1715 год орды крымцев и закубанцев напали на Поволжье. Подавив сопротивление Персии, Оттоманская Империя подчинила себе весь Кавказ. Армяне, грузины, азербайджанцы и другие народы Северного Кавказа просили Россию о подданстве (Дагестан, грузинский царь Вахтанг VI и армянские Мелики).

Петр I при участии донских, терских, гребенских, запорожских казаков кабардинских и осетинских добровольцев без боя взял Дербент. Возвращаясь из похода, Петр I повелел основать у устья реки Сулак крепость Святой Крест с гарнизоном из солдат и терских казаков.

Позже воинская повинность стала постоянной. Службу несли около 20 тысяч человек – все годные, а иногда даже и негодные к строевой службе казаки – до самой своей смерти. В 1798 году казачьи чины были приравнены к армейским: войсковой старшина соответствовал майору, есаул – ротмистру, сотник – поручику, хорунжий – корнету. В следующем году жалованье казачьих офицеров (в случае их нахождения на службе вне войска) было приравнено к жалованью соответствующих армейских чинов.

На казаков была возложена и внутренняя служба. Они появлялись в тех местах Российской империи, где возникали беспорядки, грозившие перерасти в кровопролитие. Так было в 1735 году при сильных волнениях башкир, в 1773–1775 годах во время войны правительственных войск с Пугачевым и в других случаях. К тому же российские власти для упрочения безопасности государства насильно переселяли семьи донских казаков в необжитые и опасные районы: на Кавказ, в долины рек Аграхань и Гребень – 500 семей (1724), на Волгу, на Царицынскую линию – свыше тысячи семей (1733), на Кубанскую линию – тысячу семей (1792) и т. д.

Повседневная жизнь донцов также постепенно менялась. Лишившись возможности совершать набеги на соседей и жить военной добычей, казаки были вынуждены обратиться к мирным промыслам, заняться земледелием, скотоводством, коневодством. Быстро строились новые города и станицы. После сильнейшего пожара, полностью уничтожившего Черкасск в 1744 году, строительство казачьих поселений развернулось с новой силой.

Донское казачье войско было награждено в XVIII веке знаменами различной категории, за блестяще проведенные сражения с вражескими захватчиками. За особые заслуги перед Отечеством донское казачество в 1792 году получило все занятые войском земли в вечное владение, подтверждавшееся всеми российскими монархами.

деление казачества на разные войска

Во второй половине XVIII – первой половине XIX веков вместо некоторых потерявших свое значение казачьих войск создавались на основе полного подчинения правительству новые. Так, для защиты восточных и юго-восточных границ государства от ногайцев, калмыков, казахов и башкир были образованы в 1750 году Астраханское войско, а в 1755 году – Оренбургское. В 1765 году упразднено Слободское войско, а в 1783 году украинские казачьи полки преобразованы в карабинерные. В 1787 году для защиты Новороссии из бывших запорожцев образовано Черноморское казачье войско, переселенное в 1792-1793 году на Кубань. В 1828 году из задунайских запорожцев, принявших русское подданство, создано Азовское казачье войско, ликвидированное в 1865 году (казаки переселены на Кубань и влились в состав Черноморского войска). Казаки, оборонявшие Ишимскую («Горькую»), Иртышскую и Колывано-Кузнецкую линии, в 1808 году были объединены в Сибирское казачье войско. В 1851 году образовано Забайкальское войско, из состава которого в 1858 году выделено Амурское войско. В 1867 году создано Семиреченское, а в 1889 году Уссурийское войско. В 1832 году образовано Кавказское линейное казачье войско, в состав которого вошли все казачьи войска, расположенные на Кавказской линии (кроме Черноморского). В 1860 году вместо Черноморского и Кавказского линейного образованы Кубанское и Терское казачьи войска. Казачество вновь образованных казачьих войск сыграло значительную роль в колонизации малонаселенных окраин (Сибирь, Дальний Восток, Семиречье, отчасти Северный Кавказ), в распространении земледелия. Наряду с этим оно подвергалось влиянию местного населения в области быта и хозяйства.

Благодаря хорошей боевой подготовке и военным традициям казачьи части играли видную роль в войнах России XVIII – начале XX веков, особенно в Семилетней войне 1756–1763 годов, Отечественной войне 1812 года, Крымской войне 1853–1856 годов, русско-турецкой войне 1877–1878 годов. В связи с развитием военной техники в конце XIX – начале XX веков роль казачьей конницы на войне падает. Царизм широко использовал казачьи полки для несения полицейской службы и подавления национально-освободительного и революционного движения.