В своей научной работе Г.О. Мациевский отметил тот факт, что «значительная часть казаков по различным причинам не вошли в казачьи общества и общественные организации и не принимают активного участия в политической жизни страны. Например, формально в процессе возрождения не участвуют несколько десятков тысяч потомков казаков-некрасовцев, которые в 1910-1950-е гг. возвратились из Турции и проживают в Ейском и Приморско-Ахтарском районах Краснодарского края, а также более 7 тыс. потомков-некрасовцев, с 1962 г. компактно проживающих в Левокумском р-не Ставропольского края, сохраняя культурные традиции предков и исповедуя старообрядчество»13.

Более активно процесс включения казаками обязательств по несению государственной и иной службы происходил на юге России, особенно на Дону и Кубани, менее активно в процесс несения государственной службы включались казаки Сибири и Дальнего Востока.

Союз казаков России отказался от внесения в государственный реестр и принятия на себя обязательств по несению государственной службы.

Таким образом возникли так называемые реестровые казаки, то есть стоящие на учёте в государственной структуре управления, и нереестровые, то есть незарегистрированные казаки. Реестровые получили преференции в виде возможности организовывать бизнес-структуры, покупать земли, получать квоты. Казачьи общества, внесённые в госреестр располагались, в 39 субъектах Российской Федерации. К 1997 году была сформирована основа правового статуса казачьих обществ.

Так сложилось исторически, что главное предназначение казаков – охрана рубежей России. Но этот вековой принцип службы казачества сегодня не может быть задействован – в современном российском социуме полностью изменилась структура армии. Появились специализированные пограничные войска, наличие которых делает ненужным казачьих пограничных поселений, дозоров, разъездов. Да их и не осталось после расказачивания.

Современное казачество возрождается не в том виде, в котором существовало до 1917 г. Это естественно, ведь историю нельзя повернуть вспять. Но тем не менее казаки видят основную роль казачества в сохранении и передаче культурных и духовных традиций. «Культурная преемственность проявляется и в патриотической, державной направленности деятельности казачьих ссобществ. Ориентация на конструктивный диалог с властью при стремлении казаков к самоорганизации и самоуправлению, вплоть до введения атаманского правления и создания административно-территориальных автономий в местах компактного проживания – тоже значимая черта политической культуры как исторического, так и современного казачества. Активная гражданская позиция, стремление к наведению и поддержанию общественного порядка, общая ориентация на военно-патриотическую деятельность являются традиционными для казаков. При этом самоидентификация продолжает сохраняться, а образ казака как защитника Отечества, «рыцаря православия» и хранителя традиций продолжает доминировать в общественном и индивидуальном сознании населения казачьих регионов»14.

Пункт 4 «Временного положения» определял казачье общество как «объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к прямым потомкам казаков или добровольно вступивших в казачьи общества и выразивших желание нести государственную службу…». Тем самым подтверждался тезис, заявленный прежде, о неэтническом характере казачьего движения.


К концу 1995 г. в казачьем дви- жении наиболее ярко проявились две основные тенденции: остепенная трансформация казачества в государственную структуру и желание играть роль самостоятельного субъекта в политике. По мнению исследователя С.А. Кислицына, основными источниками активизации политической жизни казачества на этом этапе стали: «рост нестабильности и социальной напряжённости, глубокое недовольство чрезмерно высокой ценой проводимых реформ и их тя- жёлыми последствиями для крестьянства

К концу 1995 г. в казачьем движении наиболее ярко проявились две основные тенденции: постепенная трансформация казачества в государственную структуру и желание играть роль самостоятельного субъекта в политике. По мнению исследователя С.А. Кислицына, основными источниками активизации политической жизни казачества на этом этапе стали: «рост нестабильности и социальной напряжённости, глубокое недовольство чрезмерно высокой ценой проводимых реформ и их тяжёлыми последствиями для крестьянства, необходимость заполнения духовного вакуума вследствие отсутствия у властей государственно-патриотической идеологии и нравственных ориентиров»15.

Государство активизирует свою политику в отношении казачества, стремясь поставить под контроль общественно-политическую силу, способную к самоорганизации и претендующую на определённую особость в политической жизни страны. 16 апреля 1996 г. Президентом РФ был принят целый пакет документов, регламентирующих деятельность казачьих обществ в логике Указа Президента РФ от 9 августа 1995 г. «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». Таким образом, к началу 1996 г. деятельность Президента РФ и органов исполнительной власти страны в лице Правительства РФ в вопросах государ- ственного урегулирования развития структур казачьих организаций и конституирования их политических требований приобрела черты целенаправленного возрождения казачества в качестве «неосословия», предназначенного нести государственную или связанную с ней службу.

«В январе 1996 г. президент России Б. Ельцин подписывает Указ № 67 «О Главном управлении казачьих войск при Президенте Российской Федерации». Целью деятельности данного Управления должно было стать установление тесных контактов и взаимопонимания между президентскими структурами и казачьими объединениями. Указом от 1 апреля 1996 г. № 462 начальником Главного управления казачьих войск при Президенте РФ (ГУКВ) назначается А.П. Семёнов. Профессиональный военный, А. Семёнов смог обеспечить привлечение казаков к охране государственной границы и к службе в армейских частях.

Согласно Уставу Волжского войскового казачьего общества, утверждённого Указом Президента РФ, который фактически стал типовым уставом войсковых казачьих обществ, основной целью казачьих войск объявлялось «объединение граждан Российской Федерации, взявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы…». И хотя среди основных задач, ставящихся перед казачьими войсками, есть заявление о необходимости «культурного, духовного и нравственного воспитания казаков, сохранения и развития казачьих традиций и обычаев, проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи», возрастной ценз и акцент на необходимость брать «на себя обязательства по несению государственной и иной службы», чтобы стать казаком, достаточно явно свидетельствуют о том, что казачество потеряло своеобразность своего политического лица и воспринималось властью только как часть госструктуры с уникальным социальным составом, особыми правами и обязанностями»16.

В начале 1997 г., отмечает исследователь казачества Д.Д.Пеньковский, последний раз проявилась тенденция к организации региональной «самостийности» у кубанцев, когда краевое руководство потребовало освободить край от дотаций. На первый взгляд это было экономически выгодное предложение центру. Но вслед за этим раздался призыв перевести Кубань на самофинансирование, а это означало возможность не перечислять деньги в федеральный бюджет. Требование краевых властей поддержали и казаки: они заявили, что если центр не послушается, то в ответ может получить гражданское неповиновение и даже «неконституционные действия»17.

К 1998 г. стало ясно, что возрождение казачества к тому времени стало необратимым процессом. Для его продолжения требовался единый федеральный координирующий центр. 7 августа 1998 г. было принято решение об образовании Управления Президента России по вопросам казачества (УПКВ).

С середины 1990-х гг. – с ростом политизации казачьего движения – предпринимаются попытки создать свою политическую партию. В сентябре 2010 г. по инициативе Совета атаманов юга России и Урала была зарегистрирована Всероссийская казачья партия «Новая Россия».

В Сибири и на Дальнем Востоке процесс возрождения казачества тоже начался в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Например, процесс возрождения уссурийского казачества в Приморье начался с Учредительного круга по созданию культурно-патриотического землячества уссурийских казаков, который состоялся во Владивостоке 9 июня 1990 г. 34 потомственных казака из Владивостока, Артёма, Уссурийского района Приморского края приняли устав землячества, программу деятельности на 1990–1995 гг. На круге было принято решение о возрождении, сохранении и развитии традиций, присущих историческому Уссурийскому казачьему войску, главной из которых является государственная служба.

30 марта 1991 г. образуется Приморский отдел землячества. После формирования основных структур землячества началась работа по образованию станиц и хуторов в крае.


К невойсковой охране государственных границ привлекались Уссурийские, Забайкальские, Сибирские войсковые казачьи общества. Более 500 добровольческих казачьих дружин по охране правопорядка численностью до 18 тыс. человек было создано в системе МВД Рос- сии. Трудились казаки в природоохранной и экологической службе. В 1997 г. войсковые казачьи общества заключили 39 договоров о несении службы. Казаки и атаманы получили возможность повышать свою профессиональную подготовку в Российской академии государственной службы и её региональных отделениях

Казаки Приморского отдела Уссурийского казачьего войска приняли активное участие в 1992 г. в патриотической акции «Курилы – русская земля». В этом же году казачество края выступило в поддержку акции удэгейцев – коренных народов Приморья – по защите от вырубки леса южнокорейской фирмой «Хендэ» в верховьях реки Бикин. Летом 1993 г. уссурийские казаки были одними из первых, кто поднял голос против отторжения свыше 1,5 тыс. га приморских земель при демаркации российско-китайской границы в Ханкайском, Уссурийском и Хасанском районах18.

К невойсковой охране государственных границ привлекались Уссурийские, Забайкальские, Сибирские войсковые казачьи общества. Более 500 добровольческих казачьих дружин по охране правопорядка численностью до 18 тыс. человек было создано в системе МВД России. Трудились казаки в природоохранной и экологической службе. В 1997 г. войсковые казачьи общества за- ключили 39 договоров о несении службы. Казаки и атаманы получили возможность повышать свою профессиональную подготовку в Российской академии государственной службы и её региональных отделениях.

Как констатирует исследователь истории казачества И.Ю. Юрченко, «начало нового этапа возрождения казачества и его взаимоотношений с государством совпало с началом XXI века и периодом политической стабилизации в России. Укрепление российской государственности и её суверенитета, а также восстановление экономики предоставили новые ресурсные и организационные возможности для взаимодействия с казачеством, проведения целостной госу- дарственной политики в этом направлении. У государственной власти и казачества появились реальные стимулы для эффективного сотрудничества. Всё это создало условия, чтобы государство могло не только сформулировать и проводить дееспособную политику, но и поставить под свой контроль стихийные ранее процессы возрождения казачества.

С другой стороны, сегодня происходит постепенная «кристаллизация» и структурирование самого казачества в новой России. Заканчивается бурный период политической и идеологической борьбы внутри казачьего движения. Заканчиваются, по-видимому, и поиски казаками своего места в российском обществе. Здесь просматриваются сегодня две основных модели «встраивания» казачества в российскую современность»: «государственно-служивая» и «этно-национальная». Они отражают возможные варианта этно-социальной самоидентификации казачества и реализуются в самом казачьем движении в форме организаций так называемых «реестровых» и «не реестровых». Первые пытаются сохранить свою «казачью» идентичность через взаимодействие с государством на основе несения службы в разнообразных формах. По существу, это наследие сословного самосознания казачества, попытка в новых исторических условиях занять своё место в обществе старых стереотипов. Тем не менее, здесь возникают наиболее простые возможности организации казачества и его использования в государственной политике.

Вторая модель представляется более отвечающей реалиям жизни современного демократического государства и открытого общества. В рамках этой логики казачество выстраивает свою идентичность через этническое осознание себя в многонациональном контексте России»19.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июля 1999 г. № 839 «О Федеральной целевой программе государственной поддержки казачьих обществ на 1999 - 2001 годы» определялся статус казачества: «возрождение казачества и его становление должно осуществляться и уже осуществляется через восстановление государственного статуса казачества, и от формы, способов и видов его государственной поддержки зависит воссоздание традиционной для России государственной службы казачества».

Цель реализации программы 2001 г. – выйти на такой этап становления российского казачества, который бы характеризовался «сочетанием постоянного несения государственной службы с экономической и хозяйственной деятельностью».

Все эти документы позволяют всем относящим себя к прямым потомкам казаков, а также гражданам, в установленном порядке добровольно вступившим в казаки, объединяться в хуторские и станичные общества, создавать окружные, войсковые и иные традиционные для казачества общества. Основными целями и задачами этого является восстановление и развитие форм хозяйствования и культуры, быта, участие в несении государственной службы. Такие казачьи общества действуют по месту компактного проживания казаков в соответствии с уставами, принимаемыми общими собраниями (сходами), казаков, хуторов, станиц, окружными и войсковыми собраниями.


В высших учебных заведениях казачий компонент, в составлении и утверждении которого принимали участие специалисты из Минрегиона Академии госслужбы при Президенте Российской Федерации и профильных групп Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, был призван готовить специалистов для работы в казачьих обществах в форме некоммерческих организаций

Для работы с казачьей молодёжью при поддержке региональных и местных органов власти в различных регионах страны было создано более 114 казачьих кадетских корпусов, школ, гимназий, лицеев и классов. В 2008 г. в 70 населённых пунктах РФ имелись образовательные школы и средние специальные учебные заведения, реализующие образовательную программу по казачеству. Первым вузом и головным учебным заведением, реализующим элементы, связанные с историко-культурными традициями казачества, стал в 2010 году Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского. «Казачий образовательный компонент, реализуемый в общеобразовательных учебных заведениях, был более ориентирован на культурно-исторический, воспитательный аспект педагогического процесса. Для учащихся казачьих лицеев и школ мест традиционного компактного проживания казаков казачий компонент был возможностью знакомства с обычаями, традициями и культурой родной земли, образом жизни предков. В высших учебных заведениях казачий компонент, в составлении и ут- верждении которого принимали участие специалисты из Минрегиона Академии госслужбы при Президенте Российской Федерации и профильных групп Совета при Президенте Российской Федерации по делам ка- зачества, был призван готовить специалистов для работы в казачьих обществах в фо- рме некоммерческих организаций.

В целях духовного окормления в составе Русской Православной Церкви 5 марта 2010 г. утверждается Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством»20.

Большое значение для возрождения казачества на современном этапе имеет и вопрос сохранения казачьей самобытной культуры. Сейчас в Российской Федерации действует более двадцати казачьих профессиональных хоров и сотни любительских взрослых и детских коллективов, которые вносят большой вклад в духовное просвещение и популяризацию казачьей культу- ры: Государственный академический Кубанский казачий хор – старейший коллектив, имеющий 200-летнюю историю (Краснодар); Государственный ансамбль «Казачий круг» (Москва); Государственный ансамбль песни и танца донских казаков (Ростов-на-Дону); Государственный ансамбль песни и танца «Ставрополье» (ансамбль терских казаков); Государственный ансамбль песни и танца «Казаки России» (Липецк); Государственный ансамбль песни и пляски терских казаков (Нальчик): ансамбль песни и пляски «Забайкальские казаки» (Чита); Государственный ансамбль «Казачья воля» и Государственный ансамбль российского казачества «казачий курень» (Волгоград). Одних только любительских ансамблей в Краснодарском крае более шестисот.

В 2011 г. была возвращена на Родину последняя партия кубанских регалий и реликвий: штандарт 6-го Кубанского пластунского батальона; черкеска и бешмет наместника на Кавказе великого князя Михаила Николаевича; атаманская насека и пернач-шестопёр, подлинные чехлы от старинных знамён.; столовое серебро казаков императорского конвоя – на каждой из сорока четырёх столовых ложек, на каждой чайной ложечке и на ножах выгравированы чины и имена казаков конвоя, пользовавшихся этими приборами более ста лет назад. Благодаря гравировке удастся восстановить имена казаков, и, может быть, отыщутся их потомки или родня на кубанской земле.

В 2010–2013 годах ход процесса возрождения российского казачества стал обретать более стабильные формы. Были решены многие правовые вопросы, казачьи общества активно включились в жизнь своих регионов по охране общественного порядка, государственной границы, сохранения природных ресурсов, борьбе с браконьерством. От Калининграда до Владивостока, от Карелии до Владикавказа казачьи общества страны реализовали ряд интересных начинаний.

Для координации деятельности казачьих обществ и государственных органов, разработки предложений по решению проблем возрождения казачества, становления государственной и иной службы членов казачьих обществ на территории Краснодарского, Ставропольского, Забайкальского, Красноярского краёв, Ростовской, Астраханской и других областей при губернаторах были созданы советы атаманов и другие общественные консультативные органы. В их состав вошли атаманы наиболее многочисленных и активных казачьих обществ.

В 2010 г. остро встал вопрос, как казакам защищать свои интересы в казачьих регионах. В 2011–2013 гг. в России был создан целый ряд казачьих партий. Но силы распылялись, лидеры ряда партий имели проблемы с законом. И при поддержке центра была создана Казачья партия Российской Федерации. 23 января 2013 г. партия была официально зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ. Казачья партия – это общественное объединение граждан России, то есть в неё может вступить любой гражданин страны. Основная цель – участие в политической жизни: выборы, референдумы и пр.

Делегация Казачьей партии РФ приняла участие в I Большом съезде духовников казачьих обществ и общественных объединений казачества. Съезд состоялся 5 декабря 2013 г. в Москве, в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На съезде обсуждались вопросы, составляющие основу казачьей жизни, – православная вера и любовь к Отечеству. Стержневое значение придавалось приобщению казачества к активному решению важнейших задач сегодняшнего дня, широкому привлечению к государственной службе.

В последние годы в различных регионах страны были проведены выездные заседания Совета при Президенте России по делам казачества. Так, в 2011 г. Совет был проведён в Екатеринбурге, что свидетельствует о той серьёзной работе, которая проводилась казачеством на Урале.

На заседании была поставлена задача для казаков – содействовать развитию системы энергетической и экологической безопасности. Было отмечено, что во многих уголках Сибири казаки – практически единственная надежда на то, чтобы огромные территории не оказались бы бесхозными и заброшенными, поскольку население перебирается в крупные города. А казаки, наоборот, основывает свои станицы, помогают охранять границы и развивают сельское хозяйство. Среди уральских и сибирских казаков есть и фермеры, и предприниматели. На заседании отмечался вклад сибиряков в патриотическое воспитание молодёжи. К примеру, в посёлке Саянск Шушенского района Красноярского края на месте Саянского острога ежегодно проходит фестиваль казачьих семей, в котором принимают участие творческие коллективы Тывы, Хакасии и Красноярского края. Подобные фестивали стали традиционными в крае. В станице Берёзовской проводится фестиваль казачьей культуры «Любо!» – традиционно зрелищное мероприятие: казаки седлают лошадей, демонстрируют искусство владения шашкой, казачата водят хороводы. Такие акции – это мост между прошлым и будущим21.

В 2013 г. была принята Стратегия развития казачества до 2020 года. Определены задачи:

  1. Развитие механизма государственной службы российского казачества;
  2. Поддержка интеграционных процессов в российском казачестве;
  3. Развитие духовно-культурных основ российского казачества.

Стратегия предполагает совершенствование нормативных правовых актов в отношении российского казачества; организацию государственной и иной службы российского казачества; развитие самоорганизации и интеграционных процессов в российском казачестве; совершенствование системы взаимодействия органов власти с казачьими обществами и объединениями; становление и развитие экономической базы казачьих обществ, включая привлечение казачьих обществ к реализации национальных проектов, государственных целевых и ведомственных программ; развитие взаимодействия российского казачества с Русской Православной Церковью и другими религиозными организациями, иными институтами гражданского общества; организацию работы с казачьей молодежью, военно-патриотическое, духовно-нравственное и физическое воспитание подрастающего поколения; развитие взаимодействия системы образования с казачьими обществами и объединениями; организацию государственной поддержки и развития самобытной казачьей культуры, казачьих художественных коллективов, детского творчества; участие казачьих обществ в природоохранных мероприятиях, обеспечении экологической безопасности; развитие международной деятельности казачьих обществ и объединений; развитие научно-исследовательской, информационной, методической деятельности по вопросам российского казачества.

Пристальное внимание уделяется Забайкальскому казачьему войску с момента его возрождения в 1990 г. История государственной службы забайкальского казачества насчитывает более трёхсот лет. Именно казачеству принадлежит заслуга освоения земель, расположенных к востоку от Байкала и до самого Тихого океана. Мысль Льва Николаевича Толстого о том, что «граница породила казачество, а казаки создали Россию», особенно подходит к забайкальским казакам.

Специфика и особая миссия забайкальского казачества в том, что это пограничный регион: рядом полуторамиллиардный Китай. Им своей территории не хватает, а наши земли – малозаселённые, неосвоенные. Забайкальские казаки предложили свою помощь пограничникам. Например, из двенадцати приграничных районов Забайкалья казачьи станицы зарегистрированы в десяти. Все вместе они образуют Четвёртый пограничный отдел Забайкальского казачьего войска, расположенный вдоль 1700 километров государственной границы с Монголией и Китаем. В отделе в общей сложности более 1200 казаков22.


Сегодня существует игра «Казачий сполох», в которой принимают участие и потомст- венные казаки, и учащиеся ка- зачьих кадетских корпусов, ко- торые показывают своё мас- терство на соревнованиях. Всероссийская военно-спортивная игра «Казачий сполох» проводится с 2010 года

В воспитании подрастающего поколения России особое значение на современном этапе имеет военно-патриотическое воспитание. Для каждого казака был знаком призыв «сполох» – команда «к бою». На Руси набатный колокол тоже назывался «сполошным» – он звонил при приближении врага и прочих бедствиях. У этого слова есть и другое значение – яркая вспышка, зарница. Сегодня существует игра «Казачий сполох», в которой принимают участие и потомственные казаки, и учащиеся казачьих кадетских корпусов, которые показывают своё мастерство на соревнованиях. Всероссийская во- енно-спортивная игра «Казачий сполох» проводится с 2010 года. География проведения игр всегда меняется: это и Новочеркасск, и Азов, и Ростов-на-Дону, и Екатеринбург. Благодаря этому юные участники получают возможность познакомиться с историей и современностью того или иного казачьего региона России. При поддержке Совета при президенте Российской Федерации по делам казачества и Министерства образования и науки ежегодно проходит смотр-конкурс на звание «Лучший казачий кадетский корпус России». Конкурс выявляет лидеров казачьего образования и помогает корпусам обмениваться опытом, налаживать межрегиональные связи.

Важное значение имеет воспитательная работа с подрастающим поколением – от этого в будущем зависит реализация государственной службы казачества. Восстановление государственной службы российского казачества началось с возрождением казачества. Федеральным законом РФ от 5 декабря 2005 г № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества определены направления, виды и формы госслужбы казаков: служба в Вооружённых силах Российской Федерации, служба по охране государственной границы, таможенная служба, служба в оперативных частях Внутренних войск МВД России, служба по охране государственного порядка, охранная служба по сопровождению грузов и объектов государственного и важного народно-хозяйственного значения, егерская и иная природоохранная служба.

В Российской Федерации официально образованы 11 казачьих обществ. Небольшие комментарии к некоторым из них.

Всевеликое войско донское – включает в себя около 80% активного казачьего населения области23. Казаки занимаются вопросами общественной безопасности, культурного наследия, значимых объектов инфраструктуры области, рыбоохраны, егерской службы. Действует областная казачья экологическая дружина. Организована охрана лесных угодий и рыбоохрана.

Кубанское войсковое казачье общество – к началу 2003 г. в Государственный реестр Российской Федерации было внесено более ста казачьих обществ страны – самым многочисленным из вошедших в реестр оказалось Кубанское казачье войско. Уже в 2000 г. оно насчитывало более 137 тыс. казаков, из которых – около 33 тысяч человек могли нести государственную службу. На Черноморском побережье появились пограничные заставы, укомплектованные казачьей молодёжью. Действенной была помощь казаков во время стихийных бедствий (наводнений и др.), которые на рубеже XX и XXI вв. обрушивались на Кубань.

Астраханское казачье войско – спустя 73 года после роспуска Астраханского казачьего войска 20 октября 1991 г. в Успенском соборе Астрахани состоялась первая встреча потомков астраханских казаков. В 2000 г. в связи с 110-летием казачьего хора Астраханского казачьего войска была начата работа по возрождению мужского казачьего хора. Основные направления деятельности казаков: создание казачьего отряда пограничной стражи, охрана общественного порядка, служба охраны и воспроизводства рыбных запасов, природоохранная и экологическая служба, организация пограничных кордонов в пограничных районах области.

Енисейское казачество – уникальность Енисейского казачьего общества состоит в том, что атаманы реестровых и общественных казачьих организаций, начиная от хуторских и станичных и заканчивая окружными и войсковыми, выступают в одном лице, то есть атаман Енисейского войскового казачьего общества одновременно является и атаманом общественной организации Войска. Так и на низовых уровнях24.

Таким образом, можно констатировать, что казачество продолжает оставаться многослойным и неоднородным явлением. Неоднородность связана со многими факторами – такими, как: регионы (исторический, компактного проживания, места нетрадиционного проживания), членство в казачьей организации (реестровые или «общественники»), местность (сельская или городская). Играет некоторую роль и возраст, социальный статус, уровень образования, воспитание (знаком ли с казачьими традициями, бытом, историей, культурой, образом жизни).

Одна часть казачества – за признание казаков отдельным народом. Другая часть – за активное участие в несении государственной службы, видя в ней возможность для самореализации в современных условиях. Для некоторых из этих казаков характерно требование почти всю госслужбу свести к военной службе, выделить вдоль государственной границы России места для компактного расселения и несения пограничной службы. Представители третьей части признают необходимость несения государственной службы, но видят её в организации военно-патриотической работы с молодёжью, в сохранении и пропаганде традиций казачества. Ещё одну группу составляют те потомственные казаки, кто по различным причинам не принимает активного участия в деятельности движения за возрождение казачества. Эта группа самая массовая. Есть и во всём разуверившиеся и не ждущие от государства никаких позитивных шагов в отношении казачества.

По мнению потомка кубанских казаков В.В. Черникова, автора книги «Казачество в истории России», «в настоящее время даже на исконно казачьих землях живёт много иногородних, сами казаки занимаются разным трудом, а многие живут в крупных городах в отрыве от земли. Всё это не способствует возрождению бытовых традиций, поскольку быт казаков, их культура и обычаи были привязаны к земле, к военной службе. Исчезновение основ образа жизни делает бессмысленным многие прежние обычаи и традиции. Казаки утратили свои охранные функции и лишены возможности работать на земле. Без этих начал всё остальное не имеет смысла»25.