Традиции и обычаи казаков, их образ жизни и культура формировались на протяжении длительного времени – в непрерывно изменяющейся среде. Изменялись отношения между государствами, менялись государственные границы и формы власти. Менялось и казачество. Из кочевников казаки стали оседлыми, приобщились к земледелию. Вступая в те или иные отношения с государством, казаки вынуждены были менять внутренние уставы казачьей жизни.

Сегодня можно говорить о том, что казачество пусть медленно, но всё же определяет свой место в современной жизни. Разумеется, в абсолютно новой социально-экономической среде невозможно возродить все старые казачьи традиции, обычаи, быт.

И тем не менее при всех трудностях сегодня накоплен определённый опыт возрождения казачьих общин на селе – Омская область, Брянская область и др. «Многие рядовые казаки заняты полезными делами: занимаются с молодёжью, ведут просветительскую работу, реконструируют исторические сражения, сохраняют старые казачьи песни, восстанавливают храмы. В ряде районов России, там, где трудно обеспечить непроницаемость границы для контрабандистов (граница с Казахстаном, например), вновь возвращаются к использованию казачьих патрулей из местных казаков. Наблюдается и постепенный поворот к земле в казачьей среде»26.

Министерство обороны, министерство внутренних дел, министерство по чрезвычайным ситуациям подключают казачество для решения различных задач современной России. В 2012 г. Начался процесс создания казачьих партий и с января 2013 г. начала работать Казачья партия РФ.

Становление современного казачества идёт непросто – ведь слишком многое произошло, чтобы была уничтожена и предана забвению эта казачья общность. В результате значительная часть традиционного проживания казачества теперь либо отдана другим народам, либо вообще не принадлежит России. Практически выдавлены казаки из Дагестана, Чечни, Ингушетии, опустели многие станицы в Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Забайкалье и других регионах. Это не вина тех, кто сейчас проживает на этих местах, просто так сложилось исторически по разным причинам. Но ситуация выглядит именно таким образом – это результат политики, которую проводило государство в 1920–1930-х гг.


Патриарх Кирилл обращает самое пристальное внимание на дела возрождения традиционной казачьей культуры и ду- ховного окормления казачест- ва. В частности, о возрождении казачества Патриарх го- ворит следующее: «Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории… Именно в казачестве преемственно сохранялись па- триотизм, глубокая воцерковлённость, жертвенная готовность защищать наши ценности. Именно поэтому казачество и подверглось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая-либо иная социальная группа старого общества»

Большое место в жизни и менталитете казачества занимает православие. Поэтому важна роль Русской православной церкви. Патриарх Кирилл обращает самое пристальное внимание на дела возрождения традиционной казачьей культуры и духовного окормления казачества. В частности, о возрождении казачества Патриарх говорит следующее: «Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории… Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковлённость, жертвенная готовность защищать наши ценности. Именно поэтому казачество и подверглось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая- либо иная социальная группа старого общества»27. Эта цитата размещена на главной странице сайта «Российское казачество», который сообщает о себе, что «наш сайт посвящён истории и культуре казачества в современной России и государственной службы казаков. Сайт освещает деятельность Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества и войсковых казачьих обществ России»28. Но до сих пор не решены вопросы возвращения некоторых православных храмов, построенных ранее казаками. Многие из них либо разрушены, либо используются не по назначению. Как пишет Г.О. Мациевский в своём труде о современном российском казачестве, к концу 2000-х гг. эпоха активной политической жизни казачества завершилась, историческое казачество вновь трансформируется в органическую часть российского общества, что проявляется в фольклоре и хозяйственно-бытовых особенностях жизнедеятельности, в элементах традиционной казачьей культуры на станичном и хуторском уровне, а политическая его жизнь продолжается в логике политической жизни всего российского общества29.

История семьи. Воспоминания казака-нашего современника

Со временем казалось, что и память о казаках должна исчезнуть. Тем более что родители и деды обычно мало и, как правило, неохотно рассказывали своим детям и внукам о том, кто они казачьего рода. И всё же есть семьи, в которых сохранилась па- память о казачьих корнях, о родовых гнёздах, о прежних станицах, в которых когда-то жили и трудились их деды и прадеды. Крюков Владимир Викторович, казачий полковник, почетный атаман Амурского казачьего войска, генеральный директор ООО ППП «Сугдак», член СВГБ по ДВ региону, написал книгу «Амурское казачество: вчера и сегодня». Один из героев книги – сегодняшний амурский казак Г.И.Чудаев, который составил воспоминания о своих родовых корнях, о жизни казаков Николаевского станичного округа и их судьбе до наших дней. В истории одной казачьей семьи обычно можно увидеть всю сложную казачества. Вот что он рассказал.

«Мой дед Андрей Иванович Чудаев с женой Варварой Ивановной и детьми переселились на Амур из Оренбургского войска. Другой дед – Афанасий Данилович Дьяченко с женой Анной Прокопьевной прибыли с Кубани. Чудаевых приписали к хутору Грибскому, Дьяченко – к хутору Куропаткинскому Николаевского станичного округа.

Семья Чудаевых была большая – шесть казаков и три казачки. Дед Андрей был огромного роста, широкий в кости, рыжеволосый; бабушка – под стать деду: высокая, кареглазая, с чёрными косами. С такой оравой детей трудно было осваиваться на новом месте. Жили бедно, да весело. Работать не ленились. С весны и до поздней осени в поле. В зиму Андрей Иванович подряжался на «колесуху», работал на строительстве моста через Амур в Хабаровске. Наш отец после, когда проезжали через Амур по мосту, любил говорить, что в него вложил свой труд и дед Андрей.

Началась война с Германией. В первые дни войны Афанасий Данилович Дьяченко был мобилизован на Западный фронт. Моя  мама Мария Афанасьевна рассказывала: «Стояла сильная жара. Семья была на покосе. Прискакал верховой казак с красным флажком на пике. «Это война!» – сказал тятя. Вскочил на коня и поскакал в хутор на сбор. Через два часа он уже был в станице Николаевской.

Дед Афанасий участвовал в Брусиловском прорыве. В 1917 году грянул октябрьский переворот, войска стали покидать фронт и возвращаться домой, многие примкнули к революции. Долго добирался Амурский казачий полк до родных хуторов и станиц. Но прибыли с полной выкладкой, не поддались на  требование красных агитаторов сдать оружие. Знали, что оно ещё пригодится. Только весной 1918 года вернулся в Куропаткинский хутор Афанасий Данилович.

Долгую жизнь прожил Афанасий Данилович, принял Советы, даже был избран в сельсовет, но в колхоз не хотел вступать, и только когда пригрозили выслать на Оборскую ветку, дед сломился и вступил в колхоз. Умер мой дедушка в 1973 году, а бабушку Анну я видел в последний раз в 1963 году. Ей было 77 лет, но она, как молодая, ещё отплясывала на моей свадьбе.

Чудаевы, как большинство амурских казаков, встретили Октябрь настороженно. Добра не успели нажить, кроме детей, но ценили, как все, волю вольную. Дед Андрей со старшим сыном Михаилом воевали против красных. Погиб дядя Миша молодым, двадцатилетним, под Волочаевкой. Конечно, нет там могил тех, кто выступал против большевиков. Но амурская земля крепко полита казачьей кровью, и есть там капля крови казачьего рода Чудаевых.

В 1924 году вспыхнуло Зазейское восстание, его активно поддержало амурское казачество. На его подавление была брошена регулярная армия и войска ОГПУ, восставшим было предложено сдать оружие. Всем надоело воевать, стали сдавать оружие и возвращаться в свои сёла. Но как только повстанцы были разоружены, начались повальные аресты. Арестованных расстреливали по ночам. Многие казаки и крестьяне ушли в Китай. Тревожно жили тогда Чудаевы. В любую минуту могли нагрянуть чекисты и забрать Андрея Ивановича.


Чудаевы, как большинство амурских казаков, встретили Октябрь настороженно. Доб- ра не успели нажить, кроме де- тей, но ценили, как все, волю вольную. Дед Андрей со старшим сыном Михаилом воевали против красных. Погиб дядя Миша молодым, двадцатилетним, под Волочаевкой. Конечно, нет там могил тех, кто выступал против большевиков. Но амурская земля крепко по- лита казачьей кровью, и есть там капля крови казачьего ро- да Чудаевых

Чудаевы жили в это время на хуторе Куропаткинском. Сыну Ивану (моему отцу) шёл в это время 21-й год. С детских лет нравилась ему Мария Дьяченко. В 1927 году Чудаевы женили сына Ивана на Марии Дьяченко. Поползли страшные слухи, что будет поголовная коллективизация, а непокорных будут арестовывать и высылать куда подальше. Собрали Чудаевы нехитрые пожитки и уехали на Сахалин. Там через год у молодых – Ивана и Марии – родился первый сын Василий. Побегом на Сахалин дед Андрей спас и семью от неминуемой расправы: не могла советская власть простить казакам то, что крепко они дрались в гражданскую войну за Веру и Отечество.

Затем мои родители – Иван и Мария Чудаевы – вернулись снова в Амурскую область, жили в Мазановском  районе, посёлок Пионерский. Там и застала семью Великая Отечественная война. Мне исполнился год, ко- гда отца забрали на фронт, с матерью осталось четверо детей, а сама она ждала уже пятого ребёнка. Отец перед отправкой на фронт побывал дома и с ноябрьского парада на Красной площади ушёл защищать Москву. Четыре долгих года мы ждали его. Он служил в пехоте, был миномётчиком. День Победы встретил в госпитале в Будапеште, когда был тяжело ранен в седьмой раз. Отец был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Москвы» и другими, но не любил вспоминать войну.

С фронта отец вернулся 17 ноября 1945 года. Шёл снежок, мама готовила ужин на кухне, а за круглым столом собрались подруги сестры и учили уроки. На дворе давно стемнело. В это время кто-то постучал во входную дверь. Вошёл высокий худой солдат в бушлате. Мать ойкнула, заголосила и бросилась к нему, мы всполошились и, когда они вышли на свет, как муравьи, облепили отца. К нам сходились соседи, все поздравляли с возвращением. Это был общий праздник. Мать, чем могла, угощала людей. До утра мы не ложились спать.

Отец поправился и стал работать, мать осталась на домашнем хозяйстве. Скоро в семье стало шестеро детей. Росли мы дружными, любили друг друга, никогда не было ссор между нами.  Мама любила петь, у неё был хороший голос, отец частенько играл на гармошке, и мы с малых лет приучались к музыке.

Трудными были послевоенные годы. Продуктов на карточки давали столько, что едва хватало на две недели. Чтобы совсем не протянуть ноги, решили уехать снова на Сахалин. Получили вызов, и отправились в дальний путь. Семья Чудаевых крепла. Братья отца работали на шахте, учились. Пётр стал начальником шахты, Георгий – мастером. Фёдор уехал в Находку и работал инженером на судоремонтном заводе, другой брат отца – Василий стал капитаном дальнего плавания. Сёстры Надя, Люба, Зина работали учителями. За многолетний труд  Зинаида Андреевна получила звание «Заслуженного учителя» и была награждена орденом Ленина. Дед Андрей Иванович прожил 60 лет, бабушка Варвара жила ещё долго, вынянчила много внуков.

Затем родители снова вернулись на родную амурскую землю. Мы долго кочевали по области и остановились на станции Бузули. Тут все дети выросли и разлетелись из родного гнезда, чтобы продолжить учёбу.

Меня судьба после армии занесла на Камчатку, где я со своей семьёй прожил 30 лет, из них 20 лет был охотоведом госпромхоза. Это была постоянная кочевая жизнь: маршруты в тайге с карабином в руках, ночёвки у костра, дождь и холод. Всё пришлось испытать. Только в отпуск приезжал я с семьёй к моим старикам.

В 1974 году ушёл из жизни отец, а через два года – мама. Прожили они вместе 48 лет, подняв семерых детей. Наши родители были честными людьми, любили свою Родину и детей воспитали так же. С детских лет прививали они нам любовь к природе и труду. В детстве нам некогда было бить баклуши. Слово родителей было для нас законом, и попробуй не выполнить то, что наказала тебе мать. С детских лет мы любили лошадей и занимали очередь на конюшне, чтобы гнать коня в ночное.

Прошли годы… Выросли уже три моих сына, все живут на амурской земле, подрастают внуки и внучки. Мои братья и сёстры вновь собрались и живут в Благовещенске. Когда мы все вместе собираемся за праздничным столом, кто-нибудь из братьев берёт баян или гармонь, и мы поём любимые песни наших родителей»30.

Несмотря на все испытания, казаки не согнулись, выстояли в трудные годы и при этом сохранили в себе тот человеческий, нравственный стержень, в основе которого – стойкость, трудолюбие, терпение и самоотверженное служение Родине. 

  1. Пеньковский Д.Д. Возрождение российского казачества на современном этапе (1988–2013 гг.): монография. М.: Национальный институт бизнеса, 2013. С. 8–9.
  2. Там же. С.9.

  3. Таболина Т.В. Казаки: драма возрождения. 1980–1990-е годы. М., 1999. С. 42.

  4. Таболина Т.В. Там же. С. 74.

  5. Пеньковский Д.Д. Указ. соч. С. 19.

  6. Мациевский Г.О. Политическая жизнь российского казачества. История становления, основные источники и тенденции развития (конец 1980-х – конец 2000-х гг.): дисс. …докт ист. наук. Армавир, 2013. С. 395.

  7. Таболина Т.В. Казаки: драма возрождения. 1980–1990-е годы. С. 25.

  8. Там же.

  9. Там же. С. 26.

  10. Мохов А.Е. Казачество и российское государство. М.: Вузовская книга, 2011. С. 72.

  11. Там же.

  12. Мациевский Г.О. Политическая жизнь российского казачества. С. 368.

  13. Мациевский Г.О. Указ. соч. С. 412–413.

  14. Мациевский Г.О. Политическая жизнь российского казачества. Указ соч. С. 370–371.

  15. Кислицын С.А. Государство и казачество // Проблемы казачьего возрождения: сб. науч. ст. Ч.1. Ростов- н/Д.: НМЦ «Логос», 1996. С. 22.

  16. Мациевский Г.О. Основные этапы политической истории российского казачества в XX веке. [Электронный ресурс]. URL: sisp.nkras.ru

  17. Пеньковский Д.Д. Возрождение российского казачества на современном этапе (1988–2013 гг.). Указ соч. С. 28.

  18. Там же. С. 45–46.

  19. Юрченко И.Ю. Изучение казачества в новейшей отечественной историографии 1981–2012 гг. (библиометрия и статистический анализ): Историография казачества. Кн. 2: монография. М.: МГУП, 2013. С. 67–68.

  20. Мациевский Г.О. Политическая жизнь российского казачества. Указ соч. С. 385.

  21. Пеньковский Д.Д. Возрождение российского казачества на современном этапе (1988–2013 гг.). Указ соч. С. 79.

  22. Там же. С.85.

  23. Сизенко А.Г. Полная история казачества России. Ростов н/Д.: Издательский дом «Владис», 2009. С. 387.

  24. Там же. С.401.

  25. Черников В.В. Казачество в истории России. М.: Айрис-пресс, 2013. С. 130.

  26. Там же. С. 132.

  27. Российское казачество: Слава Богу, что мы казаки: [Электронный ресурс]. URL: kazakirossii.ru.

  28. Там же.

  29. Мациевский Г.О. Политическая жизнь российского казачества. Указ соч. С.435.

  30. История казачьей семьи // Аргументы времени: военно-патриотическое издание. [Электронный ресурс]. URL: svgbdvr.ru