международное казачество как канал трансляции российских ценностей в мире

Блестящий военный путь казаков был прерван революцией 1917 года и последовавшей за ней Гражданской войной 1917–1922 гг.: казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну их территории стали основными базами Белого движения – особенно Дон, Кубань, Терек, Урал: именно там велись самые ожесточённые бои. Красные обещали земли и спокойную жизнь, белые говорили, что те казаков обманут. Но никому не нужны были казаки как сообщество. В кровавых разборках разорялись станицы.

После Гражданской войны произошёл массовый исход казаков из России в составе Белой армии. В 1920 г. из черноморских портов корабли увозили казаков в Турцию, во Францию, Италию, Австрию, в Северную Африку (Тунис, Алжир). Несколько отрядов оказались на турецких островах Средиземного моря – в Галлиполи, на Лемносе и др. Небольшие отряды уральских казаков ушли через Каспий в Иран и далее в Индию, Францию. Большие соединения сибирских казаков ушли через Монголию и Приморский край в Маньчжурию и Китай, где жили большими общинами вплоть до китайской революции 1945-1946 гг. В США сформировалось несколько казачьих общин разных войск – Кубанского, Донского, Сибирского и др. Большая община обосновалась в Австралии.

В Галлиполи 16 июля 1921 г. был открыт памятник, сооружённый казаками-эмигрантами, на котором была сделана надпись: «Упокой Господи души усопших. 1-й корпус Русской Армии своим братьям воинам, в борьбе за честь Родины нашедшим вечный покой на чужбине в 1920—1921 годах, в 1854-1855 гг. и памяти своих предков-запорожцев, умерших в турецком плену».

Будучи разбросанными по всему миру, казаки стойко переносили все тяготы жизни в изгнании. Живя на чужбине, казаки сохраняли свои обычаи и традиции, язык и культуру, атрибуты своих войск. Большинству казаков в эмиграции пришлось в прямом смысле выживать тяжелейшим трудом. Они создавали свои сельскохозяйственные общины в Европе и Америке, в Азии, Австралии и Африке. Так, например, в Северной Африке, на территории Алжира была создана казачья станица Сельскохозяйственного африканского земледельческого кооперативного общества (СКАФА). В этой станице бережно хранили всю геральдику и эмблемы, форму и традиции своих предков-казаков.

В Европе казаки жили станицами и хуторами, где поддерживались дисциплина и порядок, позволяющие казакам выживать на чужбине. Зачастую казаки жили настолько бедно, что не было одежды и обуви. Пожертвования они делили по-братски. Самое трудное было в том, что во многих странах Европы им не давали гражданства, а без документов нельзя было устроиться на работу. Это была трагедия для молодых, здоровых офицеров.


Казаки-соотечественники за рубежом выполняют большой объем работы, направленной на пропаганду истории и культуры казачества, противодействие фальсификации истории, проведение мемориальных мероприятий, развитие и поддержание гуманитарного и экономического присутствия России в странах проживания, укрепление российской диаспоры, традиционных нравственных ценностей

В конце 80-х–начале 90-х гг. началось возрождение казачества в нашей стране. В своей статье «Международные контакты казачьих организаций России: современное состояние и перспективы» О.В. Васнецов, директор Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями Минестерство иностранных дел России, председатель Комиссии по вопросам международной деятельности казачьих обществ и объединений Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, отметил, что этот процесс проходил небезболезненно, противоречиво, но тем не менее «по прошествии более двадцати лет уже можно говорить о казачестве как о важном факторе в общественной и культурной жизни нашей страны»

Сегодня российское руководство придаёт особое значение развитию казачества, при этом государственная политика в этой сфере носит комплексный характер – она подразумевает не только совершенствование организации казачьей службы на территории страны, но и упорядочение деятельности российских ВКО за рубежом. И далее в статье О.В. Васнецова читаем: «С учетом наличия казачьих диаспор более чем в 30 странах мира и развития между ними и российскими ВКО все более тесного взаимодействия, вопросы международного сотрудничества приобретают особую актуальность. Казаки-соотечественники за рубежом выполняют большой объем работы, направленной на пропаганду истории и культуры казачества, противодействие фальсификации истории, проведение мемориальных мероприятий, развитие и поддержание гуманитарного и экономического присутствия России в странах проживания, укрепление российской диаспоры, традиционных нравственных ценностей. Они изнутри видят проблемы и возможности улучшения двустороннего сотрудничества, являются истинными проводниками народной дипломатии.

Вместе с тем, как показывает анализ, среди действующих в зарубежных странах казачьих организаций есть и такие, которые оперируют старыми понятиями – «красный, белый», не идут на сближение с современным казачеством в России, а некоторые проводят и вовсе антироссийскую политику. Нередко встречаются всевозможные псевдоказачьи и националистически настроенные объединения, а порой и просто откровенные авантюристы, не имеющие ничего общего с казачеством.

Некоторые российские ВКО создают за рубежом посольские станицы или представительства. Речь, в первую очередь, идет о странах, где сложились сильные казачьи диаспоры (Казахстан, Киргизия, США, Украина, Франция, ФРГ, Чехия). По разным данным, в настоящее время в дальнем и ближнем зарубежье действуют от 14 до 16-ти и планируются к открытию 6-7 посольских станиц/представительств российских реестровых казачьих организаций. Кроме того, крупнейшая общественная казачья организация России – «Союз казаков» – имеет за рубежом около десятка своих структурных подразделений.

Станица создается приказом атамана ВКО, а критерием для этого является желание наказного атамана станицы работать и представлять интересы войска. Причем станицы могут состоять необязательно только из наших соотечественников. Например, в Чехии в казачьей посольской станице «Троицкая» насчитывается 16 человек, из них 30% – чехи. А во Франции в составе посольской станицы числятся 25 человек – все, за исключением наказного атамана, французы, хотя и не имеющие отношения к казачеству, но любящие казачью культуру и готовые представлять ее в своей стране.

Механизм открытия посольских станиц за рубежом до сих пор чётко не выработан. Такая деятельность должна быть прописана в Уставе каждого войска, однако предстоит еще немало сделать, чтобы провести унификацию этого процесса и разработать соответствующие методические рекомендации для ВКО.

 


Наступил новый этап во всемирной истории казачества: в 2008 году – на Всемирном конгрессе казаков – были сделаны серьёзные шаги к всемирному объединению казаков, объявлено самими казаками, что нет больше их деления на «красных» и «белых». Заявлено, что главной задачей объединённого с этого времени единого казачества является признание казачества народом, равным среди других народов, населя- ющих нашу Землю

Еще одной проблемой взаимодействия с зарубежными казачьими организациями является их оторванность от российской действительности, незнание текущего положения дел с казачеством в России. Это ведёт к росту недоверия и скептических настроений в эмиг- рантской среде. В то же время российские ВКО порой не в полной мере владеют информацией о том, что происходит в казачьих общинах и организациях соотечественников. Возможно ли преодолеть эти негативные явления? Этому могло бы способствовать продвижение за рубежом информационных материалов о казачестве, распространение печатных изданий, более полное использование возможностей Интернета.

Важным подспорьем для налаживания диалога между зарубежным и современным казачеством в России является такое масштабное мероприятие, как Всемирный конгресс казаков (ВКК), который по традиции проходит в Новочеркасске – мировой столице казачества. Июль 1993 года стал судьбоносным в биографии Новочеркасска. 17–18 июля в Москве состоялся объединительный верховный круг – съезд казачьих войск России и зарубежья, на котором город Новочеркасск определён столицей казачества России и зарубежья. Данное мероприятие впервые было проведено 25 августа 2003 года и было приурочено к 250-летию генерала от кавалерии, атамана Войска Донского М.И.Платова. В нём приняли участие представители 32 стран ближ- него и дальнего зарубежья. Второй конгресс прошел 10–11 сентября 2005 года и совпал по времени с празднованием 200-летия основания города. По приглашению организаторов в его работе приняла участие Глава Российского Императорского Дома Великая Княгиня Мария Владимировна Романова. Третий ВКК состоялся 12–14 октября 2008 года и был посвящён 255-летию атамана М.И.Платова»2. Таким образом, наступил новый этап во всемирной истории казачества: в 2008 году – на Всемирном конгрессе казаков – были сделаны серьёзные шаги к всемирному объединению казаков, объявлено самими казаками, что нет больше их деления на «красных» и «белых». Открыт памятник казачьего единства в столице всемирного казачества городе Новочеркасске, заявлено, что главной задачей объединённого с этого времени единого казачества является признание казачества народом, равным среди других народов, населяющих нашу Землю3.

Исследователь истории казачества на современном этапе Д.Д.Пеньковский даёт возможность узнать подробно о деятельности казачьих обществ на Западе в 21-м веке4. В последние годы процесс возрождения казачества в России захватил и страны Запада. Одним из первых начали эту работу в Германии потомки эмигрировавших казаков, которые переехали в это государство. Представители различных казачьих регионов России, переехавшие в разные страны мира, также поддержали идею возрождения казачества.

5 декабря 2002 г. атаман Сибирского войскового казачьего общества В.Плетнёв подписал приказ № 55 о создании Посольской станицы Сибирского войскового казачьего общества в Берлине. На базе этой станицы 24 апреля 2004 г. земельный суд Берлина зарегистрировал казачье общество «Ataman» Internationaler Kosakischer Verein».

К процессу возрождения казачества стали подключаться и вновь прибывшие в Германию представители казачьих регионов России. В 2004 г. в общество «Ataman» Internationler Kosakischer Verein» пришёл терский казак С. Герман. Потомок одного из командиров кабардинского полка, он долго жил среди терских, кубанских и донских казаков на Северном Кавказе и хорошо знал их традиции. В прошлом кадровый офицер МВД, он служил в Таджикистане, Узбекистане, Сибири. Он много сделал для развития казачьего движения в Германии.


В активе Международного Со- юза казаков и казачьих организаций Германии помощь больным ветеранам боевых дейст- вий, проживающим в казачьих регионах Сибири. Этот союз наладил контакты с казачьими объединениями России, Ук- раины и Белоруссии. Кроме то- го, казаки МСКО в Германии ухаживают за могилами погибших российских воинов

В феврале 2009 г. в Кёльне было зарегистрировано казачье общество «PLATOV Internationfler Kosakenverein e. V.» (Международное казачье общество имени Платова). Основу общества составили казаки-ветераны боевых действий в Афганистане и на Север- ном Кавказе. Казачье общество имени Платова вошло в состав Союза казачьих войск России и Зарубежья. В это казачье общество вошли казаки, прибывшие в Германию с Дона, Кубани, Терека, Сибири и других регионов России. Постепенно у общества наладились связи с казачьими обществами не только России, но и Украины, Белоруссии, Молдовы, Чехии, США.

Международное казачье общество имени Платова ведёт работу по патриотическому воспитанию молодёжи и детей в духе традиций казачества. У общества наладились контакты и совместная работа с Русской Православной Церковью. Международное казачье общество имени Платова активно проводит благотворительные акции. В результате произошедшего раскола в казачьем обществе в Германии был создан «Международный Союз казаков и казачьих организаций Германии» (МСКО), зарегистрированный в Бонне. Международный Союз казаков и казачьих организаций Германии регулярно проводит траурные мероприятия в Лиенце, посвящённые памяти погибших казаков. Проводится сбор инфор- мации о погибших казаках и благодаря этому многие в России узнали о месте гибели своих родственников. В активе МСКО помощь больным ветеранам боевых действий, проживающим в казачьих регионах Сибири. Этот союз наладил контакты с казачьими объединениями России, Украины и Белоруссии. Кроме того, казаки МСКО в Германии ухаживают за могилами погибших российских и советских воинов.

Большая работа проводится МСКО по развёртыванию музыкальных и фольклорных ансамблей. Например, в Аугсбурге функционирует казачий хор «Казачий Край». В составе хора – выходцы из России, Казахстана, Украины и коренные немцы, которые, услышав казачьи песни, сами пришли в коллектив. Уже несколько лет каждую пятницу участники этого творческого коллектива собираются на репетиции и затем проводят благотворительные концерты в Аугсбурге. Солист хора Александр Молчанов – сын потомственного казака из города Белореченска Краснодарского края 4 декабря 2010 года занял первое место на первом Всегерманском конкурсе шансона «Русская душа». Его выступления в составе хора нравятся жителям Германии, которые всегда охотно ходят на его концерты.

МСКО проводит работу и по участию членов общества в стрелковых соревнованиях. В июле 2010 г. взвод казаков МКСО по приглашению бургомистра города Падеборна принял участие в празднике стрелков Schutzenfest– одном из самых любимых и массовых праздников в Германии. На этот праздник по приглашению правления казачьей станицы съезжаются казаки и атаманы со всех уголков Германии – из Бонна, Франкфурта, Мюнстера, Оснабрюка, Бохольта и других городов. Казаки на этом соревновании показывают умение обращаться с оружием.

Подобные соревнования объединяют казаков. Кроме того, казаки с охотой выезжают в летние лагеря, где ветераны боевых действий обучают молодое поколение физической и строевой подготовке, умению обращаться с оружием. Завершаются соревнования в летнем лагере строевым смотром и парадом. Это настолько красочное мероприятие, что зрители всегда встречают громом аплодисментов. Жители города потом часто вспоминают эти соревнования и ждут их на следующий год.

Таким образом, благодаря инициативности выходцев из казачьих регионов не прерывается связь времён казаков-эмигрантов Германии со своими потомками и казаками из России.


Троицкая станица одна из пер- вых предложила возродить традицию проведения «Русского дня» в программе международных традиционных скачек на ипподроме в городе Пардубице. Русские общественные организации с помощью казаков станицы организовывали выступления творческих коллективов России и выставляли палатки с продукцией российских фирм, производящих продукты питания и напитки

Процесс возрождения казачества затронул и другие страны Европы. Появились казачьи станицы в Чехии, Италии, Португалии, во Франции и других странах. В Чехословакии казаками было создано немало станиц, развивалась литературно-художественная жизнь. Здесь жил, писал и преподавал известный историк Ф.А.Щербина. Здесь «кубанский Дид» нашёл свой последний приют на Ольшанском кладбище. В Праге был создан Русский исторический архив, названный затем Русский Заграничный исторический архив, в составе которого находился Донской казачий архив. В Чехии 7 июня 2009 г. в Праге состоялось открытие первой казачьей посольской станицы ВКО Центрального казачьего войска. В этом событии участвовали потомки казаков первой волны русской эмиграции, детский казачий хор из Тверской области, представители Посольства РФ в Чехии и других загранучреждений России. В честь Святой Троицы казаки назвали свою станицу Троицкой. Казаки станицы участвуют в подготовке и проведении церковных праздников, в организации христианских миссий в Сибирь и возложении венков во время торжественных мероприятий. Казаки Праги активно поддержали призыв Тульского казачьего общества и участвовали в сборе средств на строительство храма Казачьего Единства в Тульской области на истоке Дона.

Первые результаты деятельности Казачьей станицы в Чехии показали правильность избранных ею направлений работы как противодействие неонацистским и фашистс- ким явлениям в Европе – таким образом воссоздаётся позитивный имидж России и её военной истории за рубежом. Троицкая станица одна из первых предложила возродить традицию проведения «Русского дня» в программе международных традиционных скачек на ипподроме в городе Пардубице. Русские общественные организации с помощью казаков станицы организовывали выступления творческих коллективов России и выставляли палатки с продукцией российских фирм, производящих продукты питания, напитки и рекламировали свою продукцию. На скачках также работали выставки о России.

30 мая 2011 г. Православная Церковь Чешских земель и Словакии провела в Праге международную конференцию «90-летие прибытия русской эмиграции в Чехословакию». Несколько докладов были посвящены теме духовного влияния русских эмигрантов на церковную жизнь Чехословакии.

Митрополит Христофор представил доклад «Духовные представители русской эмиграции, а товарищ атамана Казачьей Посольской станицы выступил с докладом от судьбе эмигрантов-казаков в Чехословакии. 24–26 июня 2011 г. в Северной Чехии в средневековой готическом замке «Стршеков» возле города Усти-на-Лабе состоялся Международный фестиваль авторской песни «За туманом-2011». На фестивале прошли концерты гостей, творческие мастерские и мастер-классы. Были исполнены многие казачьи песни казаками Казачьей Посольской станицы Троицкой.

Из истории известно, что Франция всегда была притягательна для старой русской эмиграции. Во многих французских городах и сёлах нашли своё пристанище многие тысячи воинов Белой армии и казаков, покинувших ранее Россию. В Париже до сих пор существует уникальный музей Лейб-гвардии казачьего Его Величества полка. В музее собрана коллекция русских и казачьих военных реликвий. Музей – духовный центр патриотической деятельности русской эмиграции во Франции. Он объединил бывших казаков и их потомков. Совместно с российскими казачьими союзами музей участвует в организации войсковых праздников Донского, Кубанского и Терского казачьих войск.

С 2004 г. существует в Париже посольская станица Сибирского войскового казачьего войска. Эта станица в основном занимается организацией культурно-массовых мероприятий с хором кубанских казаков «Кубань». Этот хор постоянно участвует в международных фестивалях во Франции, Бельгии, Швейцарии, Эстонии и России.

В Италии функционирует казачья станица «Георгиевская». Зарегистрировано представительство ВКО «Центрального казачьего войска». Казаки станицы решают вопросы по организации оздоровительного отдыха воспитанников кадетских корпусов из России, проводят международные турниры по боевым искусствам и различные поездки казачьих музыкальных коллективов.

Первая казачья станица Сербии с центром в Тополе, получившая название «Благовести», насчитывает 42 человека, все они поклялись уважать принципы казачества, защищать страну, веру, традиции и дружбу. Атаман казачьей станицы рассказывает: «Наша цель – найти здравые проекты, через ветеранские организации России найти инвестиции, чтобы предложить то, что у нас есть: здоровую пищу и туризм»5. Сербские казаки – это в основном ветераны войн и члены различных сербско-русских ассоциаций.

На другом конце света – в Австралии – значительное увеличение числа казаков привело к необходимости преобразовать Австралийскую станицу в Отдел и организовать казачьи станицы в нескольких городах.

Деятельность казачьих обществ в Западной Европе способствует налаживанию хороших отношений европейцев с народами и казачьими регионами России и познанию доблестной истории российского казачества.

Сегодня в Россию из-за рубежа передаются многие документы и исторические реликвии, возвращаются в русскую историю забытые имена героев, даже возвращаются на родную землю останки героев – генерала А. И. Деникина, генерала В. О. Каппеля.

В зарубежье сохранилась и икона Божией Матери «Тихвинская», которой архиепископ Полтавский Феофил благословил Главнокомандующего Вооруженными си- лами Юга России и Русской армии генерала барона П. Н. Врангеля. По воспоминаниям Митрополита Вениамина (Федченкова), икона покинула Россию вместе с Русской армией в 1920 г. Сейчас икона находится в США в домовом храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в ставропигиальном Успенском женском монастыре в Ново-Дивееве около Нью-Йорка.


Наиболее успешным проектом воссоздания эмигрантского ка- зачьего издания 1930-х годов на территории современной Рос- сии стал регулярный выпуск с конца 1991 г. журнала «Станица». Журнал интересен не только потомкам казаков, но и самому широкому кругу читателей – от молодёжи до политиков

Недавно создан альбом «Казаки зарубежья», составленный Г. В. Кокунько и Т. В. Тоболиной (М.: Вольное дело, 2008). Автор альбома, он же редактор казачьего журнала «Станица» Георгий Валентинович Кокунько, является внучатым племянником генерал-лейтенан- та Петра Ивановича Кокунько (1851-1939), который в 1920 г. был председателем комиссии по спасению и вывозу за рубеж Регалий Кубанского Войска. Часть этих регалий потомками казаков-эмигрантов возвращена из Нью-Джерси (США) в Россию 21 апреля 2007 г. и после реставрационных работ выставлена в Краевом музее г. Краснодара – не прервалась связь поколений.

Наиболее успешным проектом воссоздания эмигрантского казачьего издания 1930-х годов на территории современной России стал регулярный выпуск с конца 1991 г. журнала «Станица». Опыт издания, утверждают авторы книги «Казаки зарубежья»6, показал, что журнал интересен не только потомкам казаков, но и самому широкому кругу читателей – от молодёжи до политиков. Читают его сегодня во многих странах мира, он стал одним из информационно-связующих звеньев нынешних российских казаков с зарубежной диаспорой. Именно с его страниц впервые стали возвращаться на Родину из полузабытья имена и чаяния ка- заков-изгнанников. «Как бы то ни было, спустя почти два десятилетия общения мы видим важные результаты взаимного узнавания. Из разных стран мира всё чаще приезжают в Россию наши соотечественники, некоторые из них давно и успешно работают здесь. Появились возможности реализовывать совместные бизнес-проекты, программы помощи детям, их образованию, вместе участвовать в восстановлении памятников архитектуры, храмов. Особенно отметим, что за эти годы в России переизданы многие книги и воспоминания, публиковавшиеся русской эмиграцией на протяжении десятилетий».

И сегодня многие потомки казаков по-прежнему входят в общественные организации Русского зарубежья, которые успешно работают по своим программам в самых разных регионах России, сотрудничают как с отдельными казаками, так и с казачьими объединениями. Подобный опыт имеет Конгресс Русских Американцев, Объединение Кадет Российских Корпусов за рубежом, скауты (Организация Российских Юных Разведчиков), Союз Русских Белогвардейцев и их потомков в Болгарии, приходы и организации Русской Православной Церкви Заграницей. Ведётся большая работа по воспитанию молодёжи: проводятся конкурсы на исторические и литературные темы, выделяются стипендии талантливым юношам и девушкам, поддерживаются кадетские корпуса и дети из малообеспеченных семей»7.

В самых разных странах русская диаспора, в составе которой немало потомков казаков, – одна из самых процветающих. Поэтому для современной России столь важен культурный, модернизационный и инвестиционный потенциал русского зарубежья, который, как считают авторы книги «Русское зарубежье», пока недостаточно используется в нашей стране. Не всегда учитывается и косвенный инвестиционный потенциал: во многих международных структурах трудятся потомки русских и казаков, от которых зависит принятие решений, интересных и для стран их проживания, и доля России8.

Хор донских казаков Сергея Жарова нёс певческое искусство России по всему миру. Не менее известен был и Донской казачий хор имени атамана Платова. Этот хор тоже объехал весь земной шар, много выступал в Индии, Египте, на острове Ява, в Перу.

Общеказачий союз в Сан-Франциско продолжает традицию сохранения исторической памяти, его члены начали устраивать с 1 октября 2006 года в приходском зале при Кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В наши дни станица имени Каледина в Канаде наиболее известна казакам разных стран благодаря журналу «Станичный вестник». Он рассылается безвозмездно в кадетские корпуса, музеи, библиотеки по всем казачьим краям.


Особая гордость русских в Аргентине – необыкновенной красоты собор с майоликовым иконостасом, который по час- тям привезли в Буэнос-Айрес в бочках из Российской империи. Собор основан и постро- ен трудами отца Константина Изразцова, которого называют Апостолом Латинской Америки

Особая гордость русских в Аргентине – необыкновенной красоты собор с майоликовым иконостасом, который по частям привезли в Буэнос-Айрес в бочках из Российской империи. Собор основан и построен трудами отца Константина Изразцова, которого называют Апостолом Латинской Америки. Он построил 16 храмов по всему континенту, немало казаков трудились на их возведении. Приходил в этот храм и казау хутора Каменского Быстрянской области Войска донского В.А.Харламов. Депутат четырёх созывов Российской Государственной думы, председатель казачьей партии, он стал одним из авторов Де- кларации круга с отказом подчиняться большевикам. В эмиграции активно участвовал во всех общественных начинаниях: в Праге возглавлял Сельскохозяйственный союз, во Франции был председателем Донской исторической комиссии, издавшей трёхтомную «Донскую летопись», в Аргентине много работал для Казачьего союза и Антикоммунистического центра9.

Но не только духовные проблемы объединяют народы мира – важную роль играют также и материальные интересы. Об этой стороне деятельности казачества рассказывает в своём историческом экскурсе Н.Ф.Бугай10. В конце октября 2001 г. в Риме под эгидой Торгово-промышленной палаты (ТПП) и специального отдела «Проморома» Итало-российского бизнес-центра» (г.Владимир, Россия) состоялся первый Конгресс казачества по теме «Юг России и Италия»: новые перспективы сотрудничества». Выбор места проведения Конгресса не случаен: проблема отношений народов Италии с народами Юга России уходит своими корнями в глубокую древность и связана, в частности, с Генуэзским государством и другими землями и народами Апеннинского полуострова. На закономерный вопрос, почему возникла ориентация именно на казачье российское движение, устроители Конгресса ответили, что казачье движение России 1990-х гг. отличалось своей мобильностью, гибкостью, чёткостью, вызывало доверие. На Конгрессе были рассмотрены и проблемы инвестиционной политики Италии, и вопросы этничности казачества России, его культуры, его взаимодействия с другими народами, федеральными структурами власти на Юге России. Кроме того, Италия, её провинции проявляют интерес к новым инвестиционным отношениям с регионами Юга России ещё и потому, что их сближают климатические условия и менталитет населения.

Предлагая новую модель отношений Италия – Юг России путём взаимодействия с казачьими обществами как более структурированным демократическим общественным институтом, руководитель Российского бизнес-центра сеньор Фредерик д'Эррико призывал: «Нам необходимо уйти от стремления действовать по принципу – «быстро заработать деньги через торговлю». – Такой путь не только не эффективен, не приемлем для нас, но и глубоко ошибочен. Мы должны учиться друг у друга. И если казачество – это серьёзная реальность (казаки – это активная часть российского общества, это творцы, воины), то это нам близко с исторической точки зрения, то такое сотрудничество заслуживает поддержки»11. В рамках сотрудничества в Краснодарском крае было построено предприятие детского питания.

В связи с возникшей ориентацией на регионы Юга России и компактно проживающее там казачество, казачьи общественные объединения России, реестровое казачество – один из дней Конгресса был посвящён истории культурных отношений между Италией и регионами Юга России, истории казачества.

Участниками Конгресса были заслушаны научные доклады, с которыми выступили итальянский историк, профессор Марко Пирин – «О судьбах казаков, попавших в северные районы Италии в 1940-е»; профессор Н.Ф.Бугай – «Казачество России в условиях «социалистического эксперимента: от забвения к этническому ренессансу»; атаман Межрегионального общественного объединения «Центральное казачье Войско» Б.Б.Игнатьев – «Проблемы возрождения и культурного развития ЦКВ России»; атаман Терского казачьего Войска В.П.Бондарев – «О судьбах казаков Терека» и др.

Международные конгрессы казаков стали результативной площадкой для обмена опытом сотрудничества, решения проблем развития экономики, возрождения культуры народов. Заложенные традиции имеют продолжение. В 2007 г. в рамках совместного российско-итальянского проекта «Агротуризм-Юг» состоялся Международный конгресс казаков в Краснодаре, на котором были обсуждены вопросы о рациональном использовании природных ресурсов, сохранении традиций, исторических памятников, развитии туристической отрасли на территории Кубанского казачьего войска. Начало проекту было положено в 2002 г.: была проделана в рамках проекта ознакомительная работа ведения хозяйствования в аграрной сфере. Преподаватели из Италии обучали казаков правилам организации хозяйства, распоряжения землёй с целью получения высокой прибыли. В мероприятиях приняли участие около 60 казаков.


Международные конгрессы ка- заков стали результативной площадкой для обмена опытом сотрудничества, решения проблем развития экономики, воз- рождения культуры народов. В 2007 г. состоялся Международный конгресс казаков в Краснодаре, на котором были обсуждены вопросы о рациональном использовании природных ресурсов, сохранении традиций, исторических памятников, развитии туристической отрасли на территории Кубанского казачьего войска

Казаков Кубанского войска связывают давние контакты с соплеменниками, проживающими в США. В связи с этим стали традиционными постоянные контакты, визиты делегаций казаков из США. Официальная делегация присутствовала и в сентябре 2007 г. на престольном празднике Александра Невского, к которому был приурочен ежегодный детский фестиваль «Казачье подворье» и придан статус федерального.

За последние годы казаки Ставрополья, Кубанского казачьего войска установили постоянные контакты с казаками Республики Абхазия. Давние связи с черкесами, адыгейцами и абхазами стали основой для развития новых отношений в условиях нового формата России. Казаки Особого Сухумского отдела Черноморского казачьего округа сами «потянулись» к кубанским казакам – активно принимают участие в мероприятиях войска, становятся активными участниками ежегодного парада казаков.

Конгрессы казаков – это знаковые мероприятия: они содействуют консолидации не только казачества, но и представителей других этнических общностей, которые объединяют общие культурные и экономические связи.

Это позволяет не только расширить формы сотрудничества казаков стран СНГ и дальнего зарубежья, но и транслировать накопленный опыт работы по сотрудничеству, особенно в плане возвращения духовного и культурного наследия, включая музейные коллекции, письменные исторические источники и др. Важно привлекать к ним молодёжь как активную творческую силу, благодаря чему взаимодействие становится многосторонним. И со стороны российского казачества предпринимаются в этом плане огромные усилия. «Современная Россия, – отмечал в своём выступлении на III Всемирном конгрессе казачества заместитель министра регионального развития Российской Федерации М.А.Травников, – может и должна быть полезной им (казакам за рубежом). Для российских казаков по-прежнему святы традиции казачьего братства, межэтнического сотрудничества по достижению мира и гражданского согласия»12.

Общность исторических судеб казачества в странах СНГ позволяет совместно проводить многие политические мероприятия и осуществлять обмен накопленным опытом работы. Имеются тесные контакты российских казаков с казаками Украины и Белоруссии.

В 2006–2007 гг. Кубанское казачье войско посетили 23 делегации из стран ближнего и дальнего зарубежья. Из них восемь делегаций из дальнего зарубежья – из Германии, США, Италии, Чехии и др.

1 августа 2007 г. в здании Кубанского казачьего войска состоялась пресс-конференция по итогам посещения войсковым атаманом столицы Чехии, принятого митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором. Стороны договорились о перезахоронении кубанского историка, публициста, статистика и проповедника идей казачества Ф.А.Щербины. Чешская сторона взяла на себя ответственность по эксгумации праха Ф.А.Щербины и сопровождении его митрополитом согласно всем церковным канонам на территории Кубанского казачьего войска.

В последние годы участились встречи отрядов казачьего движения таких стран, как Казахстан, Беларусь. Они приурочены к историческим датам казачьей истории и казачьего движения в целом. В обзоре прессы по международным делам казачества Министерства иностранных дел РФ за 03.02.2016 появилось сообщение (со ссылкой на don24.ru) о том, «Всевеликое войско Донское» («ВВД»), потомки казаков-эмигрантов и Южный федеральный университет подписали меморандум о создании международного казачьего центра в Париже. Со стороны потомков казаков меморандум подписали, в том числе, представители «Общеказачьей станицы имени донского атамана А.П. Богаевского», рассказали в пресс-службе «ВВД».

Казаки предлагают создать единое информационное пространство, в котором возможно общение, информационный обмен между казачьими обществами Франции, Европы и мира, укрепление связи с Войском Донским. Предполагается, что кроме организации выставок, публикации научных изданий и популяризации русской литературы казачий центр займется обменом школьниками – французы смогут пройти обучение в кадетских корпусах в России. Для финансирования мероприятий предполагается создать ассоциацию, которая займется привлечением средств, в том числе от спонсоров13.


Казаки предлагают создать единое информационное прост- ранство, в котором возможно общение, информационный об- мен между казачьими общест- вами Франции, Европы и мира, укрепление связи с Войском Донским. Предполагается, что кроме организации выставок, публикации научных изданий и популяризации русской литературы казачий центр займется обменом школьниками – французы смогут пройти обучение в кадетских корпусах в России

Спустя несколько дней (12.02.2016) там же (со ссылкой на rusplt.ru) появляется статья «Русское зарубежье должно жить с Россией» со следующей информацией: «Возвращение увезенных из России реликвий и архивных материалов заслуживает приоритетного внимания государства. После призыва Владимира Путина защищать права и интересы 30-милли- онной русской диаспоры чиновники начали менять отношение к тому, что называется Русским миром. Однако это происходит не так быстро, как хотелось бы. Поставленную президентом задачу  охотнее выполняют общественные организации и частные энтузиасты, неравнодушные к идее сохранения культурных ценностей Русского мира.

Уполномоченный Российского военно- исторического общества (РВИО) по делам казачества в США казачий полковник Валерий Анненко — вдохновитель нескольких проектов по восстановлению связи потомков белой эмиграции с их исторической Родиной. Общественный деятель сосредоточился на взаимодействии с русской диаспорой в Северной Америке, Европе и Австралии. 9 февраля 2016 года, находясь на встрече с руководителями общественной организации «Русский выбор», он передал на хранение архивные документы. «Русское воинство и казачье воинство всегда печатали журналы за рубежом. Сегодня я безвозмездно передаю «Русскому выбору» номера публиковавшегося в эмиграции «Общеказачьего журнала» за 1940-е и 1950-е годы», — сказал Валерий Анненко.

Однако наибольшую историческую ценность представляют письма покинувших Россию казаков, адресованные генералу Вячеславу Науменко (войсковой атаман Кубанского казачьего войска в зарубежье в 1920–1958 годы). «Эти письма — уникальные источники, характеризующие мало кому известную жизнь казачества за рубежом. Архивные материалы из рук уполномоченного РВИО по делам казачества в США получил сопредседатель общественной организации «Русский выбор» Герой Российской Федерации генерал-майор Вадим Макаров. «Россия должна демонстрировать, что помнит о своих людях и почивших за рубежом героях. Соотечественникам нужна поддержка со стороны России», — призвал Валерий Анненко. Общественная организация «Русский выбор» поддерживает благие начинания Валерия Анненко и надеется на дальнейшее сотрудничество с ним. Особый интерес представляют находящиеся за рубежом архивные документы, в частности письма и воспоминания казаков. Это живая история Русского зарубежья»14.

С 28 по 30 мая 2016 года в Париже (Французская республика) проходила Международная научно-практическая конференция «Сохранение и развитие духовно-нравственных и культурно-исторических традиций казачества за рубежом». На сайте Синодального комитета по взаимодействию с казачеством приведён подробный отчёт об этом событии15. Конференция проводилась по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, по инициативе Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Цель мероприятия – консолидация казачества на основе культурно-исторических и духовно-нравственных отечественных традиций, расширение взаимодействия соотечественников, проживающих за рубежом, с российскими казачьими обществами и Русской Православной Церковью. Возглавил работу конференции Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Русской Православной Церкви Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.

Для участия в конференции были приглашены потомки казаков и представители современных казачьих обществ и ассоциаций из России, Франции, Германии, Бельгии, Швейцарии, Чехии, Болгарии, Румынии, Польши, Великобритании, Сербии, Ирландии, представители духовенства, органов государственной власти Российской Федерации, общественные и политические деятели, деятели науки, культуры, образования, журналисты.

Программой конференции было предусмотрено изучение опыта казачьих организаций по сохранению и развитию культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества в России и за рубежом,  передачи его молодым поколениям казаков, а также опыта епархий Русской Православной Церкви в деле духовного окормления казачества. Рассматривался вопрос создания Международного казачьего центра в Париже, в деятельности которого важное место предполагается отвести вопросам сохранения и развития духовно-нравственных традиций казачества.

Перед открытием конференции в Каминном зале Российского Центра науки и культуры состоялся пресс-подход. На вопросы журналистов отвечали митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, Атаман ВКО «Всевеликое войско Донское» В.Г.Гончаров, Председатель Объединения памяти Лейб-Гвардии Казачьего Его Величества полка В.Н.Греков.

Председатель Синодального комитета митрополит Кирилл, кратко охарактеризовав деятельность возглавляемого им Синодального учреждения, отметил: «Основной вопрос, который будет обсуждаться здесь, в Париже, на нашей конференции – духовное окормление потомков казаков, проживающих за рубежом. Родина казачества, конечно же, Россия, и окормляются казаки представителями Русской Православной Церкви. Проживая уже многие годы за границей, представители казачества также посещают православные храмы, помогают им, принимают самое активное участие в жизни приходов и церквей. За эту паству также ответственен Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. На нашей конференции будет присутствовать и выступать священники, епископы, представляющие различные епархии Европы. Постепенно обретает конкретные черты Международный казачий центр, о котором мы впервые заговорили в Париже ровно год назад. В Париже проживают много инициативных потомков казаков, в расположенных по соседству европейских странах работают казачьи общины и организации, желающие поддерживать духовную связь с Россией. Иными словами, сегодня есть немало благоприятных условий для оказания духовной, образовательной, культурной поддержки нашего славного казачества за рубежом».

В.Г.Гончаров напомнил, что в 2020 году будет отмечаться 250-летие со дня подписания Иваном Грозным указа, в котором было определено служение России как основной вид занятий казаков. «Это большой юбилей. Все наши 11 реестровых казачьих войск связаны между собой духовными, культурно-историческими и патриотическими традициями. В современном мире казачество отличается от того казачества, которое существовало до революции 1917 года. Сегодня мы встречаемся с потомками казаков, которые живут за рубежом, и у нас с ними единая большая история, единые жизненные ценности. И мы им благодарны за то, что они сохраняли нашу общую культуру, казачьи традиции. Для участия в конференции в делегацию Всевеликого войска Донского вошли лучшие ученики четырёх казачьих кадетских корпусов Ростовской области. Они будут с нами все эти дни, познакомятся с казаками из других стран, посетят казачьи музеи, памятные места Франции, связанные с историей России и казачества. История, какая бы ни была, должна быть правдивой, и ее молодое поколение обязано знать. Кроме этого, мы ищем и находим возможности для экономического взаимодействия казачьих организаций России и Франции», — сказал атаман Гончаров.

Владимир Николаевич Греков в своем выступлении сказал, что во Франции помнят казаков со времен Матвея Платова, когда он здесь побывал в Париже после разгрома армии Наполеона. Париж принял казаков и после 1920 года, когда закончилась в России кровопролитная гражданская война, и тема эмиграции стала единственным выходом в жизни многих соотечественников. «Нужно помнить об этом поколении казаков, их любви к Родине, стремлениях и надеждах, Сегодня мы поговорим о человеческих судьбах, не утративших связь с Россией, несмотря на потери и разочарования… Нужно, основываясь на традициях старых казаков, вырабатывать соответствующий новому времени дух, отвечающий новым угрозам и задачам современного мира. Как быть максимально полезным в деле возрождения нового облика казачества, — вот об этом мы тоже поговорим на Первой Международной конференции», — подчеркнул Греков.

По его окончании конференции директор Российского Центра науки и культуры во Франции И.А. Шпынов вместе с представителями делегации Всевеликого войска Донского открыли выставку книг, рассказывающих о казачестве и выпущенных специалистами Ростовской области. Затем митрополит Кирилл представил методические издания Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и присутствующим казакам подарил очередное издание «Молитвослова православного казака», также подготовленного Синодальным комитетом.

  1. Васнецов О.В. Международные контакты казачьих организаций России: современное состояние и перспективы.
  2. Там же.
  3. Попов В.П. История российского казачества: учеб. пос. Волгоград, 2009. С. 178.
  4. Пеньковский Д.Д. Возрождение российского казачества на современном этапе (1988–2013 гг.). М.: Национальный институт бизнеса, 2013. С. 135 – 143.
  5. Цит. по кн.: Пеньковский Д.Д. Указ соч. С. 142.
  6. Кокунько Г.В., Таболина Т.В. Казаки зарубежья. М.: Вольное дело, 2008. С. 11.
  7. Там же.
  8. Указ. соч. С. 12.
  9. Там же. С. 17.
  10. Бугай Н.Ф. Казаки Юга России: конститутивность, эволюция, современность (XX–XXI вв.). М., 2015. С.254–258.
  11. Цит. по указ. соч. С. 255.
  12. Цит. по указ. соч. С.257.
  13. Обзор прессы по международным делам Министерства иностранных дел РФ от 23 марта 2016 года
  14. Там же.
  15. Официальный сайт Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. [Электронный ресурс]. skvk.org/32665